Новая религиозность в культуре и искусстве

IGNOTO DEO:
НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

(Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и
искусстве. –
М.: Смысл, 2006. – 328 с.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание

Введение

1. Проблемное поле исследования

2. Феномен новой религиозности

3. Новая религиозность в массовой культуре

4. Современное искусство и новая религиозность

Заключение

Библиография

 

Заканчивая рассмотрение новой религиозности,
подведем итоги всему сказанному ранее и обозначим возможные тенденции развития
этого феномена.

В нашем исследовании новая религиозность рассматривалась в контексте
современного переходного этапа в развитии культуры, для чего мы выбрали и в
дальнейшем использовали синтетическую циклическо-эволюционную (спиралевидную)
модель
исторического времени. В рамках этой модели «снимаются» противоречия
между цикличностью, определяющей динамику социокультурных систем, и общей
эволюцией культуры и общества.

Рассмотрев различные подходы к религии и религиозности, к их соотношению с
системой культуры в целом и с отдельными социокультурными феноменами, мы дали и
проанализировали определение религиозности как любой системы взглядов и
действий, дающие индивиду или группе людей систему ориентации и объект
поклонения. Также был обозначен наш подход и к некоторым другим понятиям
(священному, светскому, секуляризации, идеологии, и т.п.).

Сравнив между собой категории религиозного и эстетического, мы сделали
вывод об их несомненной близости (хотя и не тождестве), причем именно сегодня
существует устойчивая тенденция к «ремифологизации» культуры, возникновению
синкретического сознания, отчасти уже воплощенного в новой религиозности.

Далее мы рассмотрели существующие научные подходы к феномену новой
религиозности и дали ему свое определение: Новая религиозность — это
качественно новый (т.е., радикально отличающийся от исторически сложившихся,
традиционных для данного общества религий) тип религиозности, характерный для
современного этапа развития культуры
. Было показано, что этот феномен
выходит далеко за пределы новых религиозных движений и определяется ценностями
массовой культуры.

Формирование новой религиозности мы отнесли к нынешнему переходу от
чувственной культуры — к культуре интегральной, от модерна к постмодерну (ХХ
век, особенно его заключительная треть). Мы рассмотрели «три волны»
интереса к нетрадиционной религиозности: рубежа XIX-ХХ вв., 1960-70-х гг.,
нашего времени (с 1990-х гг.) и выделили их основные особенности.

Глобальная экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии,
мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т.п.) — это
одна из наиболее значимых современных тенденций, причем на фоне нынешней
«религиозной энтропии» значимость организованных новых религиозных движений
уменьшается. Для новой религиозности характерны синкретизм и эклектизм
вероучения, социальный конформизм, индивидуализм и плюрализм
, что
объясняется ее возникновением и существованием в общем контексте
полистилистической (постмодернистской) культуры. Наиболее яркий пример новой
религиозности – это мировоззрение «New Age», существующее в
многочисленных локальных версиях. Генезис и современные тенденции развития новой
религиозности в России в целом укладывается в общемировые
закономерности.

Далее мы проанализировали основные особенности современной (т.е.
постиндустриальной и постмодернистской) массовой культуры — динамичность,
стилистический плюрализм и конформизм; к ней же генетически восходит и новая
религиозность. Существование массовой культуры не только закономерно, но и
желательно, поскольку она интегрирует в единое целое чрезвычайно сложное
информационное общество, и осуществляет адаптацию индивида к этому обществу,
формируя у него определенную систему ценностей. Мы предположили, что сегодня
массовая культура становится все более «интегральной», о чем
свидетельствует ее диверсификация, приводящая к появлению множества
индивидуальных культурных стилей и жизненных стратегий.

Рассмотрев отношения между неомифологиями и новой религиозностью, мы
пришли к выводу, что нет оснований говорить о «панмифологизме» современной
культуры: как правило, новые мифологии — это искусственно сконструированные
идеологии, функционально необходимые для современного социума (хотя и
учитывающие глубинные, архетипические потребности человека). «Ремифологизация»
подразумевает закат культуры; мы же склонны ожидать появления нового
интегрального типа культуры. Тем не менее, религиозные и мифологические
составляющие культуры тесно взаимосвязаны, хотя для мифа наличие объекта
поклонения необязательно.

Как было показано, современная массовая культура имеет
религиозную составляющую. И хотя эта религиозность весьма поверхностна,
она действенна. Культы разнообразных Героев масскульта широко распространены и,
несмотря на достаточно бедное их внутреннее содержание, во многом потеснили
традиционные религии. Характерная черта нашего времени — это широкое
распространение «профанной эзотерики», лишенной глубокого духовного
содержания (когда элементы традиционных и новых эзотерических и религиозных
учений существуют в контексте чувственной массовой культуры).

Наконец, мы обнаружили устойчивый интерес к духовному (в частности, к
религиозному) в искусстве ХХ в. Современное искусство стремится
преодолеть материальность и детерминированность этого мира «изнутри», тем самым
подтверждая гипотезу П. Сорокина о смене чувственного типа культуры
интегральным. Так, религиозно-мистические настроения в искусстве мирно
сосуществуют с его тотальной коммерциализацией, а возрождение архаических
практик происходит на фоне научно-технического прогресса и информационного
ускорения.

Развитие медиакультуры привело к появлению «постмодернистской» и
эклектичной медиарелигиозности. Мы рассмотрели влияние на человека и его
картину мира кинематографа, телевидения и компьютерных технологий. Как
оказалось, новая религиозность не чужда современным медиа, но связана она не с
трансцендентным, а с виртуальным (т.е. сформированным реальностью, хотя и
отсутствующим в ней). Поэтому медиарелигиозность находится под контролем не
сверхъестественных сил, а породившей ее массовой культуры. Также нами были
выделены основные признаки картины мира, предлагаемой
медиарелигиозностью: масштабность, расплывчатость, эмоциональность,
синтетичность и т.д.

Наконец, мы рассмотрели некоторые направления
современной массовой музыки (рок-музыки в широком смысле) и пришли к
выводу, что она является важнейшим проводником идей новой религиозности в
современную культуру, или даже одной из форм новой религиозности. «Многообразие
религиозного опыта», характерное для массовой культуры, проявляется и в
рок-музыке, крайне эклектичной и неоднородной. При этом коммерциализация
рок-музыки приводит как к снижению ее художественно-эстетической ценности, так и
к эксплуатации религиозных и оккультно-мистических идей и символов в имиджах
исполнителей, т.е. к симуляции религиозности.

Мы старались по мере возможности воздержаться от оценок или критики новой
религиозности по той простой причине, что эту критику следовало бы адресовать
всей современной культуре. Поверхностность, эклектичность, аморфность, низкий
культурный уровень – все это характерные черты нашей переходной эпохи, к которой
относится и новая религиозность. Вместе с тем новая религиозность пытается
творчески переосмысливать и синтезировать религиозные традиции прошлого в
современном культурном контексте, тем самым осуществляя преемственность культуры
и адаптацию личности к изменчивой социокультурной среде.

Каковы же перспективы дальнейшего развития новой
религиозности? Очевидно, что они будут определяться сложившейся социокультурной
ситуацией, которую чрезвычайно сложно прогнозировать. Будет ли будущее «новым
средневековьем» или же «цветущей сложностью» — пока сказать с определенностью
нельзя (хотя и хотелось бы надеяться на последней вариант). С одной стороны,
современный мир в религиозном отношении очень разнообразен, если не хаотичен,
поэтому и вариант «столкновения цивилизаций», национальной и религиозной
идентичности против глобализма вполне вероятен. С другой – массовая культура
стремительно распространяется не только в американо-европейском ареале, но и по
всему миру, что теоретически дает возможность тотальной унификации религии
благодаря информационным технологиям.

Что же касается собственно новой религиозности, то она ввиду
своей аморфности и плюралистичности (точнее, полистилистичности —
«множественности индивидуальных миров») сможет видоизменяться и существовать при
любом варианте развития культуры и общества. Хотя нам наиболее предпочтительным
кажется мультикультуралистский сценарий, вполне вероятным является вариант,
связанный с парадигмой объединенного и унифицированного мира, хотя на путях его
реализации будет много трудностей (в том числе – связанных с ростом
фундаментализма и напряженности на границах культурных ареалов). Глобализация же
уже сейчас проходит под прикрытием мультикультурализма, поскольку массовая
культура эпохи постмодернизма может принимать любой облик. Скорее всего, мировое
сообщество придет к новой интегральной культуре, выйдя из нынешнего хаотичного
состояния, хотя это произойдет (если произойдет) не в ближайшие годы.

Наконец, говоря о перспективах развития искусства в контексте новой
религиозности, можно с большой долей уверенности предположить появление новых
видов искусств, связанных с развитием мультимедийных и информационных
технологий. Синтез художественного творчества и современной науки и техники
сможет привести к небывалому ранее расширению внутреннего мира личности (хотя,
скорее всего, подобные искусства/технологии будут носить вначале сугубо
элитарный характер). Несколько упрощая, можно утверждать, что будущее – за
интерактивным искусством виртуальных реальностей. Ближайшая (хотя и не полная)
аналогия здесь – современные компьютерные игры. Возможно станет не только
имитация реальности (на сегодняшний день – довольно неуклюжая) или даже эмоций,
но их осознанное моделирование. И кто знает, не возникнут ли произведения,
погружение в которые будет приводить к получению мистического или религиозного
опыта? Не станет ли компьютер не только разновидностью психоделика, но дверью в
Иное? И кто ждет человека за этой дверью? «Неведомый Бог» или Его вечный
противник? А может, человек столкнется лицом к лицу со своим зеркальным
отражением – но без маски, к которой мы так привыкаем…

Пока же можно лишь отмечать симптомы проявления новой культуры, в которой
интеллектуальная мысль уживается с чувственными ценностями. А это значит, что
интегральная культура, провозвестником которой является новая религиозность,
приближается к нам с каждым днем.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *