Писцы
Как и самое искусство, сословие писцов ведет свое начало от античности. Высококультурные (зачастую греческие) рабы в республиканском Риме, работавшие в частных мастерских письма у знатного барина, под конец эпохи Империи они часто уже становятся государственными служащими. Эдикт Диоклетиана «De preciis rerum venaliuin» говорит о двух различно оплачиваемых категориях писцов: мастерах книжного письма, скрипторах или либрариях, и мастерах письма дипломатического, нотариях, которые в известном числе, очевидно, и жили целыми коллегиями нотариев при дворе, работая в канцелярии под руководством «примицерия нотариев».
С началом феодального периода и размножением монастырей книжное дело всецело переходит в руки монахов, чему дает могучий толчок реформа бенедиктинского ордена, осуществленная Кассиодором, который сделал списывание книг одним из главнейших положений монашеского устава. Впрочем, коллегии нотариев сохранились при официальных канцеляриях, при управлении бывшей civitatis, ставшей ныне епархией. Уже от V в. сохранились памятники дипломатического письма канцелярии равеннской. Ленинградский Институт книги, документа и письма хранит собранные некогда Н. П. Лихачевым памятники письма кремонской канцелярии, составлявшей деловые акты на все процедуры обмена, дарения, продажи, инфеодации, наследования и т. д. в пределах кремонской епархии — civitatis.
Коллегии нотариев с референдарием во главе долго сохранялись при дворах варварских королей (меровингских, лангобардских, англосаксонских), практикуя описанное выше искусство характерного дипломатического письма. Они продержались при дворах Каролингов и затем императорском германском дворе. Специалисты «куриала» — папского письма — вербовались в римской городской канцелярии. Но с реформой канцелярии папской, заменой «скриния», связанного с учреждениями города Рима, «палацием», соединенным теснее с двором папы, этот двор создал собственных специалистов нового дипломатического папского минускула.
Остальные феодальные дворы, не исключая и королевских, утратили специальную организацию канцелярий и для писания актов стали пользоваться помощью общих книжных специалистов письма, почерпая их, очевидно, из соседних монастырей, что и вызвало в актах эпохи торжества феодализма исчезновение дипломатического письма и замену его обычным книжным минускулом.
Лишь в городскую эпоху средневековья появляется новая фигура — наемный «свободный» писец. Городские школы, младшие «годы» (классы) зарождающихся университетов, плодят в растущем числе на потребу прежде всего канцелярского бумажного творчества, а затем расширяющегося для новой интеллигении литературного потребления писцов, продающих свое искусство и конкурирующих в предложениях. Их можно бывало нанимать на городских площадях. Какова их цена?
Довольно долго она не выражается в эквиваленте денежном. Писца в случае нужды в нем, очевидно, приглашали на дом или ко двору. Переписывая заказанную книгу в разные сроки — заключительные надписи, говоря о начале и конце большой книги, тетрадей в двадцать пять (листов 200, страниц 400), чаще всего указывают приблизительно «от на Пасху такого-то года до Пасхи следующего года», т. е. годовой срок,— писец за это время получал в доме, где работал, пищу (и особенно питие!) и одежду. С конца XIII и в XIV в. указываются и суммы денежной уплаты, весьма различные по условиям, очевидно, в зависимости от величины книги и искусства мастера. В двухтомном, каждый по 160 стр. величины, антифонарии, написанном в Швейцарии в 1475 г. (тома эти хранятся в ГПБ под шифром Lat. F. v № 140. См. их описание в Analecta Medii Aevi. Вып. 1. С. 53), указана цена 50 гульденов.
Эпоха разложения феодализма, подготовка или уже наступление абсолютизма, формирующегося прежде всего при дворах итальянских тиранов, видят новый тип писца, как и иллюминатора книги. Это придворный служащий, «varlet di roi», оплачиваемый комбинированными ценностями — непосредственным содержанием и денежным подарком.