МИФЫ И РИТУАЛЫ АЦТЕКОВ
Согласно их преданиям, ацтеки последними из народов, говоривших на языке науатль, пришли в долину Мехико все из того же мифического «места семи пещер». Здесь в древние времена к ним обратился их бог-покровитель Уицилопочтли и повелел им двинуться на поиски чего-то вроде «обетованной земли». Место, где им предстояло в конце концов осесть, должно было быть указано орлом, сидящим на кактусе и пожирающим змею.
Продолжительные скитания ацтеков сопровождались различными трудностями, и испытанные ими бедствия описаны во многих старинных рукописях. Их появление в долине возбудило подозрения и навлекло на них преследования со стороны древних народов – наследников тольтекской культуры. Лишь через сто лет после их появления в долине Мехико они пришли на место, указанное их богом, и в 1325 г. им была явлена воля богов: ацтеки обосновались в конце концов на маленьком острове, где они обнаружили орла, пожирающего змею.
Однако должна была пройти еще сотня лет, прежде чем ацтеки вступили в период своего истинного величия, начало которому было положено в 1428 г. их победой над соседями, текпанекскими правителями Аскапотсалько, являвшимися до этого времени хозяевами острова, где был воздвигнут город Теночтитлан (Мехико). Результатом победы ацтеков были крутые перемены во всех областях их жизни. Главную роль в культурном и идеологическом преображении ацтеков предстояло сыграть выдающемуся представителю ацтеков по имени Тлакаэлел, главному советнику при трех сменявших друг друга правителях, способствовавшему также завоеванию Аскапотсалько.