Новая религиозность в культуре и искусстве

Некоторые авторы в своей критике массовой культуры идут еще
дальше, указывая на ее опасность для личности (как раз из-за ее сильной
религиозной составляющей). «Ощутимые потери и сомнительные «обретения»
современной культуры слишком очевидны, чтобы закрывать на них глаза; слишком
опасны, чтобы их пренебрежительно игнорировать. Опасны десятикратно, потому что
в первую очередь поражают массовую культуру, массовое искусство, обращенное к
миллионам. Особенно опасна для массового сознания «философская» установка на то,
что разум, нравственность, красота, вера в Бога — помехи, мешающие современному
человеку жить естественной биологической жизнью; что наше тело и биологические
позывы тела — начало и конец всему, подлинная, не замутненная, не искаженная
никакими сдерживающими силами «биокосмическая реальность»! <…> На смену
рассудочному позитивизму и материализму XIX века явились оккультизм, черная
магия, увлечение самыми темными и дикими суевериями… Поставив себя «по ту
сторону добра и зла», искусство оказалось лишь «по ту сторону добра», зло в
«натуральном» виде, древние, как мир, черные силы вырвались на свободу и
утвердились на «своей стороне», альтернативой Богу и Божественному Разуму. И не
просто альтернативой, но началом, глубоко враждебным, противоположным и
противостоящим Божественному началу в природе и в человеке»423 , — утверждает М. Чегодаева. Можно не соглашаться с
негативными оценками современности автора вышеприведенного высказывания, но
указание на несомненную религиозность массовой культуры следует принять во
внимание.

Итак, мы считаем, что современная массовая культура имеет
достаточно сильную религиозную составляющую. И хотя религиозность массовой
культуры весьма поверхностна, она действенна. Культы разнообразных Героев (как
правило, массового искусства, спорта и т.п.) широко распространены в современном
обществе и во многом потеснили традиционные религии. Одна из важнейших
разновидностей Героя — это Художник, делающий искусством не только свое
творчество, но и всю свою жизнь. При этом большинство (если не все) Героев —
искусственно созданные имиджи, а их реальное содержание вряд ли достойно не
только поклонения, но и просто интереса.

Современный человек не только «нетрадиционно» религиозен, но и
полирелигиозен, то есть эклектично сочетает различные учения и практики. В
частности, характерная черта нашего времени — это широкое распространение
«профанной эзотерики», или нео-спиритуализма, лишенных глубокого духовного
содержания (когда элементы традиционных и новых эзотерических и религиозных
учений существуют в контексте материалистически ориентированной массовой
культуры). Созданный массовой культурой «гомо эзотерикус» — это «идеальный тип»
носителя новой религиозности, не так часто встречающийся в такой гротескной
форме но те или иные его черты характерны для многих людей нашего времени.

Наконец, новая религиозность тесно связана с современным
искусством, причем имеет место обоюдная зависимость. Новая религиозность влияет
на искусство и сама изменяется под его влиянием. Глобальные процессы радикальной
трансформации культуры привели к появлению т.н. постнеклассической эстетики, для
которой не существует иерархии ценностей, понятий истинного и трансцендентного.
При этом в различных жанрах искусства новой религиозности происходит возврат к
тем или иным формам религиозного мировоззрения и практики. На наш взгляд,
подробное изучение взаимоотношений между новой религиозностью и современным
искусством чрезвычайно интересно, что мы и мы попытаемся осуществить в следующем
разделе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *