Новая религиозность в культуре и искусстве
IGNOTO DEO:
НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ
(Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и
искусстве. –
М.: Смысл, 2006. – 328 с.)
ВВЕДЕНИЕ
Содержание
Введение
1. Проблемное поле исследования
2. Феномен новой религиозности
3. Новая религиозность в массовой культуре
4. Современное искусство и новая религиозность
Заключение
Библиография
В современном мире происходят значительные
социокультурные изменения: разрушаются прежние системы ценностей, постепенно
формируется единое мировое информационное пространство, образуется новая
культура со своими законами развития и функционирования. При этом рождающуюся
культуру нельзя назвать секулярной. Традиционные религии хотя во многом и
утрачивают свое влияние на человека и общество, но все-таки не исчезают, и,
главное, сохраняется и даже возрастает интерес к религии в ее нетрадиционных
проявлениях. Нашему современнику не чужд интерес к мистике, оккультизму и
эзотерике: широко распространяется так называемая «новая религиозность» —
эклектическая смесь отдельных элементов традиционных религий, восточной мистики,
популярных псевдонаучных теорий, многочисленных мифов и суеверий. Современный
человек становится все более религиозным, но обращается к «неведомому Богу»
(ignoto Deo), которого он ищет и находит не в старых церквях, а на улицах
мегаполисов и в толчее супермаркетов, в шуме дискотек и на страницах глянцевых
журналов, на экране телевизора или в сети Интернет.
В целом такая же ситуация характерна и для постсоветской России, которая в
1990-е годы пережила «религиозный ренессанс», приведший к значительному росту
религиозных организаций самых различных направлений, в том числе — новых
религиозных движений. Но это – только «верхушка айсберга». Гораздо более
серьезной проблемой, на наш взгляд, является духовный кризис в российском
обществе, вызванный утратой прежних моделей социокультурной идентичности. Новая
религиозность явилась своеобразной реакцией на этот кризис, хотя ее истоки,
безусловно, находятся в более далеком прошлом. Специфика же современной культуры
в том, что в ней новая религиозность благодаря искусству, средствам массовой
коммуникации и новым технологиям получила широкую распространенность и
легитимность.
Феномен новой религиозности в контексте современной
культуры рассматривается в рамках различных научных направлений –
религиоведения, культурологии, социологии, психологии, социальной философии,
эстетики, искусствоведения и т.д. Эти проблемы разрабатываются многими
исследователями, но неравномерно: некоторые аспекты новой религиозности изучены
достаточно глубоко, другие – весьма поверхностно. Но даже хорошо изученные
области этого проблемного поля необходимо подвергать новым исследованиям, что
объясняется динамичностью современной культуры и религиозности.
Исследования новой религиозности можно условно разделить
на два блока – религиоведческий и культурологический, каждый из которых в свою
очередь распадается на несколько направлений. В рамках религиоведения религию
вообще (и новую религиозность в частности) можно исследовать, например, с точки
зрения философии, социологии, психологии, антропологии и феноменологии религии.
Культурологическое же изучение новой религиозности может включать в себя
исследования взаимоотношений между религией, искусством и другими подсистемами
культуры, особенностей массовой культуры и функционирования современного
искусства, процессов формирования новых мифологий и т.д. Таким образом, данная
тема в современной науке рассматривается на разных теоретико-методологических
основаниях и уровнях и с разных мировоззренческих позиций, что образует
вышеупомянутое проблемное поле междисциплинарного анализа.
Исследованию отдельных аспектов новой религиозности
посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных
авторов. Уже в классических работах таких авторов как М. Вебер, У. Джеймс, Э.
Дюркгейм, Г. Зиммель, Б. Малиновский, Р. Мертон, Р. Нибур, Э. Трельч, З. Фрейд,
Э. Фромм, М. Элиаде, К.Г. Юнг были заложены основы научного изучения религии и
религиозности.
Собственно эмпирические исследования новых религиозных
движений были начаты с конца 1960-х гг. и интенсивно продолжаются по сей день.
На Западе подобными исследованиями занимались А. Баркер, П. Бергер, Э. Бенц, Ч.
Глок, К. Кэмпбелл, Т. Роззак, Р. Старк, Б. Уилсон, Р. Элвуд и др. Среди
отечественных исследователей религии, уделивших особое внимание новой
религиозности, назовем Т.А. Бажан, Е.Г. Балагушкина, М.В. Воробьеву, А.В.
Гайдукова, В.И. Гараджу, А.Ю. Григоренко, Л.И. Григорьеву, И.Р. Григулевича,
П.С. Гуревича, И.Я. Кантерова, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, Е.И. Парнова, В.В.
Прибыловского, В.С. Поликарпова, Е.А. Торчинова, Н.А. Трофимчука, С.Б. Филатова,
Д. Е. Фурмана, М. Штерина, А. В. Щипкова, Е.С. Элбакян.
Но нас интересует новая религиозность не сама по себе, а
в контексте изменений и трансформаций современной культуры (и, в частности,
искусства). Поэтому важное значение для нашего исследования имеют работы Н.А.
Бердяева, Н.Я. Данилевского, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, в
которых были заложены основы социокультурного анализа в самом широком
смысле.
Среди множества работ, посвященных анализу культуры на
современном этапе ее развития, следует выделить исследования А.С. Ахиезера, Д.
Белла, А.С. Дриккера, Д.В. Иванова, Л.Г. Ионина, М. Кастельса, П. Козловски,
И.В. Кондакова, Г. Кюнга, С.Д. Лебедева, Ю.М. Лотмана, Н.Б. Маньковской, К.Б.
Соколова, Э. Тоффлера, Н.А. Хренова, А.Я. Флиера, Ф. Фукуямы, У. Эко, М.
Эпштейна.
Подробный анализ массовой культуры осуществлен в работах
Е.В. Дукова, Н.Б. Кирилловой, А.В. Костиной, Г. Маркузе, Х. Ортеги-и-Гассета,
Е.Г. Соколова.
Особенности современного искусства исследовали Т. Адорно,
М.Н. Афасижев, В. Беньямин, В.В. Бычков, Ж. Делез, Е.В. Дуков, В.М. Дианова, Н.М
Зоркая, М.С. Каган, Ю.В. Осокин, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Т.Е. Шехтер, Е.Г.
Яковлев.
Наконец, пересекается с нашей проблематикой и процесс
«ремифологизации» современной культуры и искусства, который исследовали Р. Барт,
С.П. Батракова, А.М. Волкова, Ю.М. Дуплинская, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, К.
Хюбнер, В.М. Розин, Л.В. Фесенкова, А.К. Якимович.
Но именно благодаря наличию такого широкого спектра
работ, посвященных различным аспектам социокультурного бытия новой
религиозности, возникает необходимость в осмыслении и обобщении имеющегося
знания, в культурологическом анализе и синтезе множества существующих подходов.
Поэтому основная цель данного исследования — дать культурологическое описание
феномена новой религиозности и проанализировать многообразие ее проявлений в
современной культуре и искусстве.
В качестве основной гипотезы исследования предлагается
представление о новой религиозности как социокультурном феномене, возникающем во
время перехода к постиндустриальному и информационному обществу и обладающем
качественно новыми (по сравнению с предшествующим «традиционным» типом
религиозности) особенностями.
Сложность и специфика изучаемого объекта (современная культура как система) и
предмета (феномен новой религиозности) приводит к необходимости использования
междисциплинарного подхода, синтезирующего различные системные представления и
частные знания об одном и том же феномене. При этом превалирующим подходом к
исследованию новой религиозности является социокультурный подход,
подразумевающий понимание общества как единства культуры и социальности,
образуемых и преобразуемых деятельностью человека.
Мы намеренно ограничиваем поле исследования современным периодом (ХХ — начало
ХХI в.) развития западной культуры, частью которой считаем и культуру России.
Особое внимание при этом будет уделено современному искусству (прежде всего —
массовому), которое, с одной стороны, активно формирует новую религиозность, а с
другой — само находится под ее влиянием.
Источниками нашего исследования являются как работы, в которых отражены
концептуальные основания философских, культурологических, социологических и
религиоведческих подходов к анализу новой религиозности в культуре и искусстве,
так и результаты эмпирических исследований отдельных аспектов новых религиозных
движений, ценностных предпочтений современного человека, социокультурной
динамики в целом.
Надеемся, что знание основных особенностей новой религиозности может стать
инструментом решения конкретных проблем, связанных с отношением современного
человека к религии и искусству, культуре и обществу, выявить существующие в
данной области конфликты и обозначить пути их разрешения. Также результаты
исследования позволят углубить существующие теоретические представления о новой
религиозности и наметить перспективы дальнейших исследований.
Автор выражает свою признательность фонду Э. Гагарина и сотрудникам Смольного
Коллегиума (Санкт-Петербург), без помощи которых появление этой книги было бы
весьма затруднительным. Хотелось бы также поблагодарить всех, принимавших
участие в обсуждении отдельных частей исследования и высказавших ценные
замечания и советы, учтенные в данной работе, прежде всего — В.Г. Безрогова, о.
Вениамина (Новика), В.Э. Войцеховича, А.В. Гайдукова, В.И. Гараджу, В.П.
Гриценко, А.С. Дриккера, К.Б. Ерофеева, Г.В. Иванченко, С.Д. Лебедева, К.Б.
Соколова и В.Н. Яшина.
И главное, я глубоко признателен моим родителям, жене и детям за их
понимание, терпение и помощь в написании книги.