Землетрясения и вулканы
Пытаясь объяснить причины землетрясений и извержений вулканов, Платон, Аристотель, Плиний, Сенека и многие другие античные авторы проявили значительную изобретательность. Мы уже видели, что почти все древние философы придерживались мнения, будто недра земли изобилуют полостями и подземными тоннелями. Платон утверждал, что одни из этих полостей заполнены воздухом и водой, а другие представляют собой огненные трясины и реки, в том числе гигантскую пламенную реку Пирифлегетон.
Через вулканы эти подземные потоки вырываются на поверхность; стремясь пробиться наверх и вступая во взаимодействие с атмосферой, они вызывают землетрясения. С другой стороны, Аристотель отрицал всякую возможность существования подземного огня. Согласно его космологии, огню во вселенной отводилось место над сферой воздуха. Он утверждал, что сухое, дымообразное испарение, являющееся причиной образования в атмосфере ветров, не только проникает в пустоты земли извне, но и зарождается в ее недрах: когда же это испарение, стремясь вырваться наружу, встречает на пути препятствие, например в виде моря, это приводит к гигантскому сдвигу земных пластов и сотрясению суши. Сенека и Плиний считали причиной землетрясений ветры. Плиний полагал, что ветер во время сильной бури нагнетается в глубины земли и уплотняется, откуда нередко пытается вырваться на поверхность, в результате чего суша сотрясается на огромных участках. Иногда, когда давление увеличивается настолько, что земная кора не может его выдержать, ветры вырываются наружу, что сопровождается страшными бурями, а также дождями из искр и пепла. Аристотель описал такого рода вулканическое извержение, произошедшее на Эоловых (Липарских) островах. Если сильные извержения объяснялись подобным образом, то дремлющая вулканическая деятельность, например Этны, объяснялась обычно совершенно иными причинами. Плиний называет Этну, Химеру в Ликии и ряд других вулканов «горящими», т. е., видимо, связывает их с такими явлениями, как горение нефтяных источников или залежей битума и серы.