Тайван Л.Л. По Латгалии: Введение
В центре столицы Латвии — Риги — высится памятник Свободы. На многометровом четырехгранном столпе стоит фигура женщины в античной тунике. В ее воздетых к небу руках три золотые звезды, символизирующие три исторические области Латвии, — Лифляндию, Курляндию и Латгалию.
Наш путь лежит в одну из них — в полную очарования и своеобразия землю латгалов, занимающую восточную Латвии.
Латгалия латышами издавна воспринимается как место экзотическое. Причина не только в живописном ландшафте всхолмленного и озерного края. Латгалия — своеобразный этнокультурный музей. Путешественник может увидеть здесь следы Северных крестовых походов — развалины некогда величественных замков; над селениями и местечками высятся благородные белокаменные костелы — напоминание о более поздних рыцарях христовых — иезуитах, доминиканцах, бернардинцах. Под тенью вековых деревьев скрываются прекрасные дворцы, олицетворяющие романтическое искусство XVIII— XIX веков.
Наконец, деревянные каплицы в сонных рощах расскажут о том, как простые латгальцы видели и представляли себе мир горний и дольний.
Латгалия— край многих народов: латгалов, русских, белорусов, литовцев, евреев, поляков. Соответственно каждый из народов сохранил и развил здесь свою культуру: язык, архитектуру, живопись, одежду, предметы быта и традиции общения.
Древние обычаи и своеобразные обряды живут там и доныне; современные этнографы утверждают, что в Латгалии, по старинке, крадут невест. Сохранившаяся старина — источник своеобразия современной культуры латгальцев. Как никогда раньше расцвело гончарное искусство Латгалии, снискавшее лавры международных выставок.
Древние музыкальные традиции, хранимые фольклорными ансамблями, записываются на грампластинки, их мотивы оживают в современных музыкальных произведениях латышских композиторов — Р.Ермака, Я. Иванова, И. Калныня, Р. Паулса. Новостройки Латгалии сбрасывают с себя скуку техницизма и возвращаются к излюбленным формам местного зодчества. И еще — здесь самые голубые озера. Поэтому Латгалию называют «краем голубых озер».
Написание настоящей книги было бы невозможно без помощи многочисленных помощников: работников музеев, институтов, знатоков латгальской истории, местных языков и наречий. Автор выражает глубокую благодарность Э. Дубиньшу (составителю маршрута), Г. Далманису, А. Зубову, А. Кукою, И. Ланцманису, Е. Ланцман, Я. Пуяту и Я. Цакулу за неоценимую помощь в процессе сбора материала, за научное консультирование и редактирование рукописи. При написании работы автор использовал свод исторических материалов по культовым постройкам Латгалии, составленных Я. Свиланом.
Разделы «Пиедруя», «Успенская и Никольская церкви» написаны Э. Дубиньшем.