К вопросу об исторической обусловленности образа оратора у Цицерона

Марк Туллий Цицерон

Одной из основных и не вполне решенных проблем в изучении Цицерона как оратора является проблема возникновения его риторической теории, нашедшей свое выражение в его риторических сочинениях. Сюда входит вопрос о взаимосвязи ораторской практики Цицерона и его теоретических взглядов, в которых он обобщил свой богатый ораторский опыт; сюда же относится вопрос об использовании им греческого риторического наследства и о связи его риторической теории с его политическими и эстетическими взглядами. К этой же проблеме, в частности, относится и анализ созданного Цицероном образа «совершенного оратора» (perfectus orator), «каким,– по выражению самого Цицерона,– может быть, не был никто» (Об ораторе, 7). Этот образ мастерски, часто даже художественно, обрисован, как известно, в сочинениях «Об ораторе», «Оратор» и «Брут»; в последнем сочинении на основе идеального образа оратора дается оценка некоторых греческих ораторов, но главным образом многочисленных представителей римского красноречия.

Образу оратора у Цицерона посвящены не только специальные исследования, в общих чертах он описывается во всех пособиях по истории римской литературы. Установлены его греческие источники – зависимость от школы Платона, Исократа, Аристотеля, связь с работами Антиоха Аскалонского, с риторикой Гермагора Старшего, которая была популярна в Риме во время Цицерона. Однако еще недостаточно выяснена связь как отдельных основных черт идеального образа оратора у Цицерона, так и всего этого образа в целом (а также трактатов «Об ораторе», «Оратор» и «Брут») с историческими условиями жизни Рима середины I века до н. э.

I. [Идеальный оратор по Цицерону]
II. [Риторические сочинения Цицерона]

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *