Донорство и пересадка органов

Моральная оценка донорства и пересадки органов

Прогресс и распространение медицины и хирургий трансплантации допускает сегодня лечение и исцеление многих больных, которые до недавнего времени могли только дожидаться смерти или, в большинстве случаев, болезненного и скудного существования. Это “служение жизни”, пришедшее таким образом к принятию донорства и пересадки органов, очерчивает их нравственное значение и признает законной их медицинскую практику, однако, в уважении к некоторым условиям, относящимся по существу к донору и к отданным и вживленным органам. Всякая пересадка органа или ткани влечет за собой эксплантат, который каким-либо образом ослабляет телесную целостность донора.

Пересадка на том же самом человеке

Аутопластические пересадки, то есть пересадки, при которых эксплантат и реплантат приходятся на одного и того же человека, оправданы принципом целостности, в силу которого возможно распоряжаться одной частью ради целостного блага организма.

Пересадка от одного человека к другому

Гомопластические пересадки, то есть те, при которых изъятие органа производится у индивидуума того же типа, что и принимающий, оправданы принципом солидарности, объединяющей человеческие существа, и любовью, располагающей к дару по отношению к страдающим братьям. “Вместе с фактом пересадки органов, начавшимся с переливания крови, человек обрел способ приношения части себя самого, своей крови и плоти, дабы продолжали жить и другие.

Уточнение принципа солидарности

Благодаря науке и профессиональной подготовке и самозабвенной преданности врачей и медицинских работников, представились новые и удивительные возможности вызова. Нам брошен вызов любить ближнего по-новому, используя евангельское выражение, любить его “до конца” (Ин 13, 1), даже если я вступаю в определенные пределы, которые невозможно перейти, пределы, поставленные самой природой человека”.

Взятие органов при гомопластических пересадках может происходить от живого или мертвого донора.

Допустимый критерий для донорства от живого человека

В первом случае взятие органов оправдано при условии, что речь идет об органах, эксплантация которых не причиняет тяжелого и непоправимого физического недостатка для донора. “Человек может стать донором только того, чего он может лишить себя без серьезной опасности для собственной жизни или идентичности своей личности и по оправданной и пропорциональной причине”.

Допустимые критерии для донорства от трупа

Во втором случае перед нами уже не живой человек, а мертвое тело. Ему должно всегда оказывать почтение как человеческому трупу, однако он более не обладает достоинством субъекта и целями живого человека. “Труп более не является, в собственном смысле слова, субъектом права, поскольку он лишен индивидуальности, которая одна лишь может быть субъектом права”. Следовательно, предназначение его для утилитарных целей, нравственно безупречных и даже возвышенных, является решением, которое не может быть осуждено, но должно быть расценено позитивно’’.

Уверенность вследствие диагноза

Однако необходимо обладать уверенностью, что находишься перед трупом, дабы избежать того, что изъятие органов спровоцирует или даже только приблизит смерть. Изъятие органов у трупа оправдано вследствие диагноза смерти, твердо установленным у донора. Отсюда следует обязанность “принять меры, чтобы труп не рассматривался и не трактовался как таковой, прежде чем смерть не была должным образом констатирована”.

Для того, чтобы человеческое существо расценивалось как труп, достаточно установление смерти мозга донора, которая состоит в “необратимом прекращении любых функций мозга”. Когда с уверенностью, то есть после надлежащих проверок, констатирована полная смерть мозга, дозволительно приступить как к изъятию органов, так и к искусственному замещению органических функций для сохранения жизнедеятельности органов, имея в виду их пересадки.

Органы, подлежащие исключению

Не все органы с этической точки зрения подлежат донорству. От пересадки исключаются головной мозг и половые железы, которые обеспечивают соответственно личную и производительную идентичность человека. Речь идет об органах, в которых особым образом воплощается в жизнь только ей самой присущая уникальность личности, которую обязана охранять медицина.

Пересадки от индивидуумов, отличных по виду от получателя

Позволительны также гетерологичные пересадки, то есть пересадки органов от индивидуума, отличного по виду от получателя. “Невозможно сказать, что всякая пересадка тканей (биологически возможная) между двумя индивидуумами различных видов достойна осуждения, но еще менее соответствует истине то, что всякая биологически возможная гетерологичная пересадка не запрещена и не может вызывать возражений.

Безнравственность пересадки в отношении некоторых органов

Необходимо различать в зависимости от конкретных случаев и понимать — о пересадке какой ткани или какого органа идет речь. Пересадка половых желез животных на человека отвергается как безнравственная, напротив, пересадка роговицы с организма не человека на человеческий организм не вызывала бы ни каких трудностей, если была бы биологически возможна и предписана”.

К числу гетерологичных пересадок относится также трансплантация искусственных органов, дозволенность которой обусловлена благотворным эффектом для личности и уважением к ее достоинству.

Современные материалы и передовые технологии, используемые в ортопедической стоматологии, позволяют добиться недостижимых ранее результатов. Если вы мечтаете сделать качественное комплексное протезирование зубов Киев — прекрасное место для этого, благодаря наличию здесь первоклассных клиник и высококвалифицированных специалистов.

Жертвенный характер донорства

Медицинское вмешательство при пересадках “неотделимо от человеческого акта дарения”. При жизни или в смерти, личность, от которой производится изъятие, должна иметь возможность быть признанной как донор, то есть как некто, дающий добровольное согласие на изъятие.

Пересадка предполагает предварительное, свободное и осведомленное решение со стороны донора или того, кто его законным образом представляет, обычно, ближайших родственников. “Это — решение принести в дар, без всякой награды, часть тела одного человека ради здоровья и благополучия другого. В этом смысле медицинский акт пересадки делает возможным акт самопожертвования донора, того искреннего дара самого себя, который выражает наше основное призвание к любви и к сопричастности”.

Призвание к любви по ту сторону смерти

Допускаемая прогрессом биомедицины возможность “проецировать по ту сторону смерти свое призвание к любви” должна побуждать людей “приносить в дар при жизни некоторую часть своего тела, ту жертву, которая становится действенной только после смерти”. Это — “акт великой любви, той любви, которая дает жизнь другим”.

Будучи вписанным в эту жертвенную “икономию” любви, сам по себе медицинский акт пересадки, и даже простое переливание крови, “не является вмешательством как иные акты”. Он “не может быть отделен от акта пожертвования донором от любви, которая дает жизнь”.

Посреднический характер медицинского вмешательства

Здесь работник здравоохранения “становится посредником того, что имеет особое значение, дара самого себя, совершенного одним человеком — даже после смерти — для того, чтобы смог жить другой”.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *