Служители жизни

В служении жизни

Деятельность работников здравоохранения имеет высокий смысл служения жизни. Это есть выражение глубоко человеческой и христианской задачи, которая воспринимается и осуществляется не только как техническая деятельность, но и как посвящение себя ближнему и как любовь к нему. Она является «формой христианского свидетельства». «Их профессия требует, чтобы они были хранителями и служителями человеческой жизни».

Жизнь есть изначальное и фундаментальное благо человеческой личности. В таком случае, в заботе о жизни выражается, прежде всего, истинно человеческое дело охраны физической жизни.

Ей посвящают свою профессиональную или добровольную деятельность работники здравоохранения: медики, санитары, больничные капелланы, монахи, монахини, административный персонал, добровольные помощники, самым широким образом вовлеченные в профилактику, терапию и реабилитацию человеческого здоровья. Изначальным и символическим способом «принятия на себя заботы» является их бдительное и заботливое присутствие рядом с больными. В этом выражается высокое человеческое и христианское значение медицинской и санитарно-гигиенической деятельности.

Межличностные отношения доверия и совести

Медико-санитарная деятельность основывается на межличностных отношениях особой природы. Она есть «встреча между доверием и знанием». «Доверие» одного человека отмечено страданием и болезнью, и потому – это доверие человека нуждающегося, того, который доверяется «совести» другого человека, способного возложить на себя ответственность за нужды страдающего и приходящего к нему за помощью, заботой и исцелением. Это и есть работник здравоохранения.

Для него «больной никогда не является лишь клиническим случаем» – анонимным лицом, к которому прилагаются плоды собственных познаний, – «но всегда «болящим», по отношению к которому следует придерживаться искреннего «симпатического», в этимологическом смысле этого слова, сочувственного подхода».

Все это взыскует любви: готовность, внимательность, понимание, способность разделять мнение другого, доброжелательность, терпение, диалог. Недостаточно «научной и профессиональной опытности», необходимо «личное участие в конкретной ситуации каждого отдельного пациента».

Целостное видение больного

Защищать, восстанавливать и улучшать состояние здоровья – означает служить жизни в ее целокупности. Действительно, «болезнь и страдание,– это явления, которые, если постичь глубину их смысла, всегда ставят вопросы, идущие помимо самой медицины и затрагивающие сущность положения человека в этом мире. Поэтому легко понять, какое большое значение приобретает в сфере социального здравоохранения присутствие медицинских работников, которые были бы ведомы всецело человечным видением болезни и могли бы впоследствии осуществлять полностью человечный подход к страдающему больному».

В этом смысле работник здравоохранения, когда он поистине воодушевлен христианским духом, может легко раскрыть это требовательное миссионерское измерение, присущее его профессии: оно «действительно вовлекает в себя всю его человечность и требует всецелого посвящения себя самого».

Сказать «миссия» – значит сказать призвание: это ответ на трансцендентный призыв, обретающий форму в страждущем и молящем облике пациента, вверенного вашим заботам. Исцелять любовью – значит принимать на себя божественную миссию, которая единственно может обосновать и поддержать наиболее незаинтересованное, открытое и верное обязательство и придать ему потенциальное значение священства. «Раскрывая внутреннюю суть Своей искупительной миссии, Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10), и в такой жизни обрели полноту значения все аспекты и моменты жизни человека».»

Работник здравоохранения – это милосердный самарянин из притчи, останавливающийся рядом с раненым, становясь его «ближним» в любви (ср. Лк 10, 29-37).

Служение любви

Это означает, что медико-санитарная деятельность является орудием служения любви, которую Бог изливает на страждущего человека, и одно временно делом любви для Бога, являющего Себя в любвеобильной заботе о человеке. Для христианина это есть продолжение в сегодняшнем дне исцеляющей любви Христа, Который «ходил, благотворя и исцеляя всех» (Деян 10, 38). И в то же время есть любовь, устремленная ко Христу: именно Он является больным — «был болен» — приняв облик страдающего брата, поэтому Он почитает обращенной к Себе — «сделали Мне» — исполненную любви заботу о братьях (ср. Мф 25, 31-40).» Профессия, призвание и миссия встречаются и в христианском видении жизни и здоровья, взаимно дополняют друг друга. В этом свете медико-санитарная деятельность приобретает новый и более высокий смысл как «служение жизни» и «терапевтическое служение». Служитель жизни, работник здравоохранения есть «служитель Того Бога, Который предстает в Писании как «душелюбивый» (Прем 11, 27). Служить жизни означает служить Богу в человеке: стать «соработником Богу в возвращении здоровья больному телу», восхвалять и прославлять Бога в исполненном любви принятии жизни, прежде всего, жизни немощной и больной.

Участие в пастырской деятельности Церкви

Церковь, рассматривающая «служение больным как составную часть своей миссии», принимает ее как важный момент в своей служительной деятельности. «Церковь… всегда видела в медицине значительную опору собственной искупительной миссии в отношениях с человеком». Действительно, «служение человеческому духу не может осуществиться полностью, если не поставит себя как служение психофизическому единству. Церковь хорошо знает, что физическое зло делает невольником душу, так же, как и душевное зло порабощает тело».

Это означает, что терапевтическое служение работников здравоохранения участвует в пастырской и евангелизаторской деятельности Церкви. Служение жизни становится служением спасения, то есть благовестием, претворяющим в жизнь искупительную любовь Христову». «Медики, санитары, иные работники здравоохранения, добровольные помощники призваны стать живым образом Христа и Его Церкви в любви к больным и страждущим»: свидетелями «евангелия жизни».

Техническая и профессиональная компетентность, этическая ответственность

Служение жизни является таковым только в верности нравственному закону, который требовательно выражает значение и обязанности этого служения. Помимо технической и профессиональной компетентности, для работника здравоохранения в этом есть и моральная ответственность. «Этическая норма, основанная на уважении личного достоинства и прав больных, должна озарять и дисциплинировать как этап обследования, так и этап применения полученных результатов». В верности моральной норме работник здравоохранения живет верностью человеку, ценность которого гарантирует эта норма, и Богу, премудрость Которого эта норма выражает.

Работник здравоохранения черпает директивы поведения в той особой области нормативной этики, которая сегодня стала называться биоэтикой. В ней с бдительной и усердной заботой высказывается Учительство Церкви по тем вопросам и конфликтным ситуациям, которые вызывает биомедицинский прогресс и меняющийся культурный этос. Это биоэтическое учительство составляет для работника здравоохранения, как католика, так и некатолика, источник изначальных правил и норм поведения, которые просвещают и направляют его сознание, особенно в многообразии современных возможностей биотехнологии, к выбору, всегда уважающему жизнь и ее достоинство.

Этико-профессиональная подготовка

Непрерывный прогресс медицины требуем со стороны работника здравоохранения серьезной подготовки и постоянного профессионального развития для поддержания, также посредством индивидуальных занятий, должной компетентности и надлежащего профессионального престижа.

Одновременно должна быть принята во внимание надежная «этико-религиозная подготовка работников здравоохранения», которая «способствовала бы развитию в них культа человеческих и христианских ценностей и утонченности нравственного сознания». Необходимо «умножать в них подлинную веру и истинное нравственное чувство в искреннем поиске религиозных взаимоотношений с Богом, в которых находит свое обоснование всякий идеал добра и истины».

«Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики». С этой целью ответственные за их подготовку должны прилагать усилия к созданию академических кафедр и курсов биоэтики.

Учреждение этических комитетов

Работники здравоохранения и в особенности медики, не должны оставаться в одиночестве, отягощенные неподъемным бременем ответственности, перед лицом все более сложных и проблематичных клинических случаев. Эта постоянно возрастающая сложность происходит от возможностей биотехнологий современной медицины, из которых многие находятся в экспериментальной фазе, а также из социально-медицинской значимости определенных вопросов.

Чтобы облегчить им выбор и заботиться о нем. в главных больничных центрах оказывается содействие созданию этических комитетов. В них медицинская компетенция и оценка сравнивается и объединяется с компетенцией и оценкой иных лиц, находящихся рядом с больным, в защите его достоинства и в поддержке самой медицинской ответственности.

Сфера деятельности: здоровье и здравоохранение

Сфера деятельности работников здравоохранения определяется в основном тем, что вмещают в себя, прежде всего, сами термины здоровье и здравоохранение.

Под термином и понятием здоровья подразумевается все то, что относится к предупреждению, диагностике, терапии и реабилитации во имя улучшения физического, психического, духовного равновесия и благополучия человека. Под термином здравоохранения, напротив, понимается все то, что касается политики, законодательства, структуры и планирования в области медицины.

Целостное понятие здоровья также непосредственно отражается на понятии здравоохранения. Действительно, «учреждения чрезвычайно важны и необходимы; вместе с тем, никакое учреждение не может само по себе заменить человеческое сердце человеческое сострадание, человеческую любовь, человеческую инициативу, когда речь идет о том, чтобы встретиться лицом к лицу со страданием других».

Гуманизация медицины

Эта встреча и практический синтез потребностей и обязанностей, порождаемых понятиями здоровья и здравоохранения, образуют основу и путь гуманизации медицины. Эта гуманизация должна осуществляться одновременно, как на уровне личностно-профессиональном – т.е. отношений «врач–пациент»; так и на уровне социально-политическом – для защиты в институциональных и технологических структурах гуманитарных и христианских интересов в обществе и институциональных и технологических инфраструктур. Но первое невозможно без второго, поскольку такая гуманизация, помимо обязанностей милующей любви, «отвечает долгу справедливости». Эта гуманизация созидает в глубине «такую цивилизацию любви и жизни», без которой существование личности и общества утрачивают свое подлинно человеческое значение».

Гарантия этической верности

Настоящая Хартия желает гарантировать этическую верность работника здравоохранения: те ситуации выбора и то поведение, в которых осуществляется служение жизни.

Эта верность будет нами описана при поэтапном рассмотрении человеческого существования процессов рождения, жизни и умирания, как отправных точек для этических и пастырских размышлений.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *