Binetti.ru

Европейский университет-институт во Флоренции

Морозова М. Европейский университет-институт во Флоренции // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М.: Наука, 1993. С. 170-174.

Идея единой Европы начала свой путь по континенту много веков назад, но только после окончания страшнейшей в истории человечества войны она стала воплощаться в реальность. Мысль о построении новой Европы, дух федерализма были особенно сильны в странах Бенилюкса, в Италии и Франции. Политическим деятелям этих стран принадлежат идеи большинства общеевропейских проектов. «Отцы-основатели» единой Европы думали не только о сегодняшнем дне, но и о более отдаленном будущем, поэтому наряду с конкретными планами экономического и политического сотрудничества большое место в их проектах отводилось научным аспектам европейского объединения.

Воспитание молодежи в духе европейского единства, подготовка новых кадров для работы в органах Европейского Сообщества (ЕС) должны были, по замыслу европеистов, стать постоянным направлением деятельности Сообщества. Постепенно был создан ряд институтов и университетов, в которых получают дополнительное образование лучшие выпускники университетов стран ЕС. Одним из них является Европейский университет-институт во Флоренции. Задача института – готовить специалистов гуманитарного профиля, способных рассматривать конкретные научные цели сквозь призму европейской идеи. Институт призван исследовать развитие европейской науки, европейское культурное наследие в его единстве и многообразии. Это одновременно и учебное заведение высшего университетского уровня и исследовательский центр, который является местом встреч, обмена идеями и опытом. Согласно конвенции, подписанной всеми участниками этой организации, институт должен внести вклад в интеллектуальную жизнь Европы. Институт осуществляет исследования европейской перспективы (фундаментальные и сравнительные исследования процессов, происходящих внутри Европейского Сообщества). В нем проходят трехгодичный курс обучения по истории, экономике, праву выпускники высших учебных заведений европейских стран.

Идея межправительственного учебного и исследовательского института, целью которого было бы расширение европейской интеграции, впервые возникла в июне 1955 г. на конференции министров иностранных дел Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Люксембурга и Нидерландов в Мессине и окончательно одобрена на встрече в верхах в Гааге в декабре 1969 г. 19 апреля 1972 г. правительства стран «шестерки» подписали конвенцию по созданию Европейского университета-института. Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к ней в 1975 г., затем – Греция и Испания. Итальянское правительство выделило для здания ЕУИ три старинные виллы недалеко от Флоренции. Первый академический год начался в институте осенью 1976 г.

Каждый год в институт поступают 35 студентов, общее число обучающихся – около ста человек. Кроме того, существует специальный фонд Жана Монне, страстного поборника единой Европы, много сделавшего для претворения этой идеи в жизнь. Ежегодно фонд дает возможность проводить исследования еще 30 выпускникам высших учебных заведений Европы.

В конвенции 1972 г. говорится о целях ЕУИ, ради которых он и был создан. Это, прежде всего, обучение исследовательской работе молодых выпускников европейских университетов, намеревающихся получить во Флоренции докторскую степень после трех лет обучения. Другие студенты могут после годичного или двухгодичного курса обучения и защиты специальных тезисов получить докторскую степень в собственной стране. Немаловажное место в деятельности института занимают собственно исследовательская работа (ведут ее преподаватели), а также совместные программы с другими европейскими университетами.

Институт имеет четыре факультета: история и цивилизация, экономика, право, политические и общественные науки. Основная работа на факультетах проходит в форме семинаров, программа которых частично совпадает с исследовательскими программами как студентов, так и преподавателей. В 1984 г. был создан междисциплинарный Европейский политический союз при ЕУИ для сбора информации и исследования политических отношений в Европейском Сообществе. В 1987 г. при ЕУИ был создан также Европейский культурный исследовательский центр для координации и проведения исследований в области культуры.

Администрацию института составляют Высший совет, ректор и Академический совет. В Высший совет входят представители стран-участниц конвенции, которые поочередно занимают в течение года председательское кресло. Высший совет определяет основные линии исследований и осуществляет контроль за бюджетом.

Ректор (глава института, на нем лежит бремя руководства) назначает глав факультетов, членов учительского штаба и административный персонал. Первым ректором ЕУИ был М. Макс Кохнстамм, бывший секретарь Верховной власти Европейского Объединения Угля и Стали и ближайший друг Ж. Монне.

Академический совет отвечает за исследовательскую и преподавательскую работу в целом. Он формирует программы обучения и исследований, назначает членов преподавательского штаба, решает вопросы допуска студентов к исследованиям. Академический совет состоит из преподавателей, научных сотрудников и студентов и возглавляется ректором. Всего в институте работает около ста сотрудников. Каждое структурное подразделение факультетов состоит из пяти профессоров, двух ассистентов, научного сотрудника, советника по информации и сотрудника, занимающегося вопросами публикаций. Финансируется ЕУИ странами, подписавшими конвенцию согласно установленным в ней квотам. Дополнительно институт получает ассигнования от Комитета ЕС.

Что же изучают на факультетах ЕУИ? На факультете «История и цивилизация» основное внимание уделяется истории Европы, но не только как совокупности национальных историй, а в первую очередь анализу сложных взаимоотношений между ними. Чтобы понять, в чем состоит историческое единство Европы, необходимо проанализировать все многообразие политического, экономического, социального развития европейских стран. Этот подход предполагает сравнение политических структур различных европейских государств в контексте их взаимосвязи с другими цивилизациями. Студенты имеют возможность работать в архивах и библиотеках ЕУИ, а также выезжать для работы в архивах за пределы Флоренции.

В настоящее время основное внимание на факультете уделяется истории Европейского Сообщества 50-х годов, послевоенной реконструкции, перспективам развития ЕС. Рамки исследовательских работ затрагивают не только историю ЕЭС, Евроатома, «плана Плевена», но и такие проблемы, как «план Маршалла», создание НАТО и др. Изучаются западноевропейские тарифы (1947–1960 гг.), роль транспорта в европейской интеграции (1945–1958 гг.), колониальный вопрос и его роль в европейской интеграции (1950–1958 гг.) и др.

Заглядывают исследователи факультета и в глубь веков, изучая роль промышленной революции XVIII–XIX вв., пытаясь проследить структурные изменения в европейских обществах, которые впоследствии привели к возникновению феномена фашизма. Большое внимание уделяется истории культуры XVI–XX вв. При этом культура рассматривается в широком смысле, изучаются обычаи и образ жизни разных народов, что позволяет достичь понимания сущности европейского культурного многообразия. Особое место уделяется Социальным аспектам культуры. Исследователи факультета стараются проследить связи между социальным и культурным развитием общества путем анализа социальных групп, отношений между ними. Изучаются такие вопросы, как культура труда, связь культуры и юридической системы, преступность и религия, история женщины, производство и циркуляция книг, семья и бедность (социальные представления бедных) ит. д.

Другой важной исследовательской темой факультета является изучение населения, семьи, общества начиная с XVI в. и до наших дней. При этом делается попытка объединить методы и исследовательские приемы социальной истории, исторической демографии и социальной антропологии. Делается основательный акцент на применение методов компьютерного анализа в исторических исследованиях при обработке источников.

На экономическом факультете изучаются вопросы промышленной экономики, практические модели формирования цен, структуры рынка и конкурентоспособности, приватизации и дерегулирования, проблемы единого рынка в различных отраслях стран ЕС и др. Особое внимание уделяется развитию европейской денежной системы и роли Европейского валютного союза. Студенты защищают диссертации на такие, например, темы: «Анализ причин великой экономической депрессии 1930-х годов в Европе», «Международные экономические отношения», «Международные финансовые отношения и политика обмена тарифов», «Координация валютной политики в рамках Европейской валютной системы» и др. Факультет изучает экономику не только Европейского Сообщества, но и стран Восточной Европы, а также отношения Восток – Запад и Север – Юг. Новой для факультета темой является экономика труда, прежде всего изучение проблем занятости, в частности спроса и предложения на различные виды рабочей силы (молодежный труд, женский труд и т. д.), связи между производительностью труда и экономическим циклом.

Юридический факультет занимается правовыми вопросами, интересующими ЕС, которые возникали в прошлом и возможны в будущем. Это прежде всего изучение юридических основ Совета Европы и правовых систем государств-членов, развития европейских официальных институтов, истории европейского права, его распространения и применения. Факультет старается по мере возможностей помогать в разрешении периодически возникающих проблем, с которыми сталкивается Европейское Сообщество. Важное место в исследовательских и преподавательских программах университета занимают такие дисциплины, как правовая теория, экономическое право и юридическая социология.

Студенты изучают историю формирования правовой системы ЕС, функции и структуру политических институтов сообщества, Европейского суда, конституционные аспекты внешних сношений ЕС. В числе исследовательских программ факультета: взаимоотношения между различными уровнями юридического законодательства; национальное право в сравнительных аспектах и в частном международном праве; рабочее и социальное законодательство; правовые проблемы культуры (образование, искусство, средства массовой информации).

Помимо практических вопросов большое внимание уделяется юридической теории и философии права. ЕУИ играет важную роль в обмене идеями по вопросам юридических традиций Европы, теории права собственности, различий между общественным и частным правом в юридической и политической теории и др.

И, наконец, четвертый факультет ЕУИ во Флоренции – это факультет политических и общественных наук, изучающий социологию и политологию, политическую философию. В сферу его интересов входят вопросы демократизации процессов управления, проблемы европейской интеграции, социология и экономическая политика, история политических идей.

Наряду с изучением социальных и политических групп и структур на факультете уделяется внимание и таким вопросам, как влияние парламентариев и общественных организаций на процесс принятия решений в европейских правительствах, исследуются влияние средств массовой информации на парламенты и правительства, роль университетов, отношение военных к политике, новые социальные движения.

Важное место в исследовательских программах факультета занимают и социально-экономические вопросы: рынок труда и социальная политика, социальное расслоение общества, взаимоотношения между техническим прогрессом и социально-политическим развитием общества. Особое значение на факультете придается изучению европейской интеграции в целом и политики отдельных государств – членов ЕС на национальном, региональном и местном уровне. В настоящее время повышенным интересом пользуются исследования Средиземноморского региона и стран Южной Европы в их взаимосвязи с Европейским Сообществом.

В помощь всем четырем факультетам для координации исследований, связанных с развитием ЕС во всех областях, в 1984 г. был организован научно-исследовательский центр «Европейская политика единства» (ЕПО), который развивает сотрудничество с различными европейскими и национальными организациями. В рамках ЕПО созданы специальные группы, занимающиеся конкретными вопросами ЕС и работающие в тесном контакте с институтами Сообщества (по окружающей среде, по вопросам религии, по международной экономике).

ЕПО также собирает информацию с мест по вопросам внешней политики, на основе которой издает специальный бюллетень европейской политики интеграции. ЕПО призван поддерживать исследования политического сотрудничества, его эволюцию и возможное развитие. Каждый год ЕПО организует конференции по проблематике, интересующей ЕС. В этих конференциях наряду с учеными принимают участие и профессиональные политики (члены Комиссии Европейского Сообщества, члены Европарламента, чиновники аппарата ЕС). Материалы конференций публикуются, что способствует дальнейшему развитию теорий европейской интеграции и практическим шагам в сторону объединения.

Для координации усилий в области культуры в 1987 г. при ЕУИ был создан Европейский культурный исследовательский центр, деятельность которого включает исследования, конференции, семинары по таким вопросам, как: интеллектуальная и политическая культура (общественная и политическая мысль, философия); европейская культурная политика в рамках ЕС; изменение роли университетов и высшего образования в Европе; этнические, региональные и кочующие меньшинства и их вклад в распространение культурного опыта; отношения Запад – Восток в свете культуры; роль спорта и молодежной культуры; особые проекты по музыке, искусству и театру.

В свое время Робер Шуман, видный политический деятель Франции 50-х годов, один из сторонников сильной единой Европы, говорил, что единая Европа не может быть создана в один день, не все идеи и предложения будут осуществлены, но конкретные шаги в направлении европейской солидарности сделают свое дело. Деятельность ЕУИ во Флоренции, являющаяся красноречивым примером таких шагов, способствует постепенному сближению европейских народов, создает новый, общеевропейский образ мышления.

Высшее образование, полученное в учебных заведениях России, традиционно отличается фундаментальностью и пользуется признанием по всему миру. В настоящее время вузы Москвы столь многочисленны, что для того чтобы сделать правильный выбор имеет смысл использовать подробный каталог вузов, содержащий основные характеристики каждого из образовательных учреждений.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *