Возникновение церковных витражей и цветного стеклоделия

Оконные стекла вошли в обиход по крайней мере уже с I века нашей эры; также достаточно рано стали производиться цветные и окрашенные стекла для украшения религиозных зданий. Наиболее ранний из сохранившихся примеров церковных витражей, находится, по всей видимости, в Сан-Витале в Равенне (Италия). Там было найдено круглое стеклянное изображение Спаса в силах, которое исследователи датируют VI в. н. э.

Некоторые из самых ранних известных примеров окон из цветного стекла, датируемые приблизительно 800-820 гг., были обнаружены при раскопках в аббатстве Сан-Винченцо в Вольтурно (Италия). Стекла с той же цветовой гаммой и аналогичной датировкой находятся также в Англии, в монастырях в Джерроу и Монквермут, а также в других местах на севере Англии. Однако резкий рост спроса на цветное стекло отмечается не ранее, чем началось грандиозное движение по строительству соборов и церквей в XI и XII веках, которое достигло своего пика в XIV и XV веках. Древнейшим из сохранившихся витражей, до сих пор находящихся на своем месте, считается т.н. «Окно пророков» в Аугсбургском соборе, датируемое 1065 годом.

Пророк Иона. Аугсбургский собор

Пророк Иона. Аугсбургский собор

Ценным источником сведений о производстве стекла в Средние Века является труд пресвитера Феофила «De diversis artibus» («О различных искусствах»), написанный в XII веке. Феофил был монахом-бенедиктинцем, хотя некоторые исследователи полагают, что под этим псевдонимом писал Рогер из Хельмарсхаузена – мастер, занимавшийся росписью и изготовлением витражей в конце XI – начале XII в. В «De diversis artibus» описывается ряд процессов, включая стеклоделие и обработку стекла.

В сочинении Ираклия «De coloribus et artibus Romanorum», относимом к X или XI веку, также рассказывается о способах получения цветного стекла, хотя не исключено, что он скопировал большую часть своего текста из «Естественной истории» Плиния Старшего, созданной приблизительно в 77 г. до н. э. В более поздний период средневековья сын Антония Пизанского, художник и наставник Ченнино Ченнини, а 1556 году – Георгий Агрикола также посвятили некоторые из своих произведений вопросам производства стекла и его обработки.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *