Ветры и климатические зоны
Все три автора, которых мы здесь особо рассматриваем, – Аристотель, Сенека и Плиний – отмечали, что существует множество локальных ветров, как то: долинный, речной, морской и болотный бриз, которые зарождаются от испарений и туманов, поднимающихся над этими природными объектами. И если даже предложенное ими объяснение причин возникновения этих ветров выглядит теперь примитивным, то наблюдения древних над этими явлениями представляются достаточно точными.
Что касается воздействия ветров на Землю, то здесь мы сталкиваемся с теорией, которая, хотя и выглядит весьма при чудливой в свете современной науки, логически вполне соответствует аристотелевской гипотезе об элементах и вообще основ ным идеям о строении Земли, распространенным в классический период. Эта теория, согласно которой ветры являются причиной землетрясений, может быть, станет более понятна после того, как мы рассмотрим представления древних о физической гео графии воды и суши.
Другое устойчивое убеждение, разделявшееся в равной мере поэтами, физиками и географами, ведет свое происхождение от гомеровских мифов о вечном покое, царящем на вершинах Олимпа, обиталища богов. Суть его состоит в том, что ветры дуют только в нижнем слое атмосферы, в зоне высотой в десять– пятнадцать стадиев. Считалось, что наиболее высокие горы достигают своими вершинами области вечного покоя, где не бывает ни облаков, ни росы, ни мороза и где пепел жертвоприношения может круглый год пребывать неразвеянным. Это представление через сочинения Помпония Мелы, Солина и других было воспринято в эпоху средневековья.
Что касается климата, то, как мы уже говорили, многие античные авторы делили поверхность Земли на пояса: жаркий, умеренный и холодный. Аристотель, Сенека и Плиний, видимо не поднялись еще до столь углубленного понимания особенностей распределения климатических зон, при котором допускает ся, что две страны, лежащие на одной и той же широте, могут при этом иметь различные климатические условия со всеми вытекающими отсюда последствиями. С их точки зрения, все местности, расположенные на одной широте, в климатическом отношении ничем не отличаются друг от друга. В этой связи следует отметить, что параллельные пояса, climata, на которые Эратосфен, Гиппарх, Птолемей, Плиний и Марциан Капелла подразделяли ойкумену, это не климатические зоны в нашем современном понимании, предполагающие преобладание в них определенных температурных и погодных условий, а скорее искусственные деления по астрономическому принципу, границы которых устанавливались произвольно. Тем не менее наличие реальных климатических различий вполне отчетливо осознавалось: Сенека в своих «Изысканиях о природе» не раз живо описывает палящий зной, засушливость южных районов и стужу крайнего Севера; Сенека и Плиний располагали более подробной информацией о полярных снегах и льдах, чем Аристотель. Плинию принадлежит несколько любопытных, хотя и ошибочных наблюдений: он объяснял темный цвет кожи эфиопов обжигающим действием солнечных лучей, а светлую окраску волос и кожи (как и дикость) обитателей Северной Европы – жизнью в холодном и неблагоприятном климате (предвосхитив тем самым одну из теорий нового времени) . Одно короткое, но выразительное высказывание в «Октавии» Марка Минуция Феликса следующим образом объясняет смягчающее воздействие Западного океана на климат Британии: «Бог печется о благополучии не только всей вселенной, но и каждой местности. Британии недостает солнечного тепла, но этот недостаток восполняется теплом омывающего ее моря».
Разумеется, греки и римляне не имели точного представления об общей циркуляции воздуха в атмосфере. Только благодаря дальним морским путешествиям, начавшимся в XV в., стало известно распределение поясов с преобладанием ветров или безветрия. Аристотель писал, что этезии, или северные ветры Средиземноморья, дуют из холодных стран, изобилующих водой и снегом и лежащих под созвездием Большой Медведицы, и что южный ветер зарождается у тропика Рака (но не южнее его); здесь он ближе всего подошел к разработке теории циркуляции воздуха в атмосфере. Мегасфен слышал о муссонах в Индийском океане; Плиний описал, как моряки пользуются ими, чтобы, выходя в открытое море, достигать Индии; однако он даже не попытался определить основные районы действия западных ветров и пассатов.
Аристотель, Сенека и Плиний единодушно признавали влияние ветра на погоду и рассматривали этот вопрос довольно детально. Например, они отмечали, что этезии, принося в Италию ясную погоду, обрушивают на Эфиопию и Индию ливневые дожди – представление, в котором заключено некое зерно истины . Полагали также, что австр, южный ветер, приносит в Италию дождь.