Иллюминация кодексов
О сложном вопросе, составляющем важную главу истории средневекового искусства в его отделе истории миниатюры, мы здесь, в статье, посвященной технике книги, скажем только несколько слов. Выше мы указали в ее хронологической смене обычную комбинацию чернил и красок в западных рукописях, в рубрике и в инициале. Выделение инициала вообще было находкой феодального периода, ибо античный свиток и даже античный кодекс его вовсе не знали. Уже V, но в особенности VI в. развивает интересное творчество разнообразных цветных инициалов, а также фронтисписов с их местными мотивами: рыбы и птицы, с замерзшими подражаниями античным мотивам — аканфу, пальметте, а также мотивам техническим — плетенке, резьбе, вышиванию. эмалевой инкрустации и «жемчужной нити». С VII, но в особенности VIII и IX вв. инициал растет в размерах, покрывается внутри золотым фоном и все чаще превращается в рамку для целой сцены, где преобладание в расцветке ее миния дало имя миниатюры, причем малые обычно размеры «картинки внутри инициала» постепенно вообще изменили самый смысл слова «миниатюра», сделав его синонимом понятия «малая картинка».
Миниатюра в инициале, подле него и в дальнейшем внутри текста все более занимает место в книге, достигая в веках XIII, XIV и дальше числа иногда сотен живописных сцен: сотен животных в любимых в нашу эпоху бестиариях (прекрасные бестиарии ГПБ), легендарных сцен в агиографических сборниках, приключенческих эпизодов в рыцарских романах и т. д.
С переходом искусства иллюминации из монастырских мастерских в руки цеховых мастеров, когда открытая конкуренция и интересы заработка заменяют мотив угождения аббату и работы «со славу Божию», миниатюрная живопись становится ближе к жизни. Миниатюра кодексов была в эпоху феодализма главным видом средневековой живописи, и на биографиях многих знаменитых художников переходной поры можно наблюдать, как переходит их кисть от миниатюры к станковой живописи, долго сохряняя те же черты (например, Фра Анджелико, Жан Будишон, Клуэ и др.), однако охотно заменяет «вечные» золотые фоны— славу терпеливых монахов — естественным пейзажем и канонически шаблонные фигуры и группы — жизненностью и богатством человеческих фигур и групп.
С эпохой Ренессанса наступает момент, когда иллюминация книги перестает умещаться в инициале, захватывая целую страницу. Это вместе с тем пора, когда описанная выше социальная перемена на месте цехового городского мастера поставит в книге в роли иллюминатора наемного придворного мастера в положении varlet — чего-то вроде придворного служащего и даже «лакея». Здесь был высший технический расцвет и вместе конец цехового расцвета и средневекового миниатюрного мастерства в книге.