Св. Бернар Клервосский. Во славу Девы Матери. Третья гомилия.

Св. Бернар Клервосский

ВО СЛАВУ ДЕВЫ МАТЕРИ

 

Перевод с латинского Ю. Стасюка

(Выполнен по изданию:
Bernard de Clervaux. A la louange de la Vierge Mère. Sources chrétiennes, № 390. Paris, 1993)

 

Вступление

Первая гомилия

Вторая гомилия

Третья гомилия

Четвертая гомилия

Оправдание

ТРЕТЬЯ  ГОМИЛИЯ

1.  Я охотно пользуюсь словами святых, когда это представляется мне уместным, чтобы посредством красоты сосудов сделать для читателя более привлекательным то, что я ему в них предлагаю. Так и ныне начну я со слов пророческих: Горе мне!, но не потому, что я молчал, подобно сему пророку, а потому, что говорил, ибо я человек с нечистыми устами. Увы! Ибо вспоминаю, сколько суетного, лживого и бесстыдного изрыгнул я этими же самыми прегнусными устами, которыми ныне собираюсь вещать небесные глаголы. Страшусь безмерно, чтобы не услышать мне тотчас слова, ко мне обращенные: Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои? О, если бы мне принесен был с небесного алтаря не один лишь уголь, а огромный огненный шар, который смог бы сжечь дотла обильную и застарелую ржавчину уст моих; чтобы я удостоился описать моим немощным слогом благие и чистые речения Ангела к Деве и Девы к Ангелу!

Итак, Евангелист говорит: Ангел, войдя к Ней, – несомненно, к Марии, – сказал: Радуйся, благодати полная! Господь с Тобою. Куда вошел он к Ней? Думаю, что в потаенное место целомудренного покоя, где Та, быть может, затворив за Собой дверь, молилась Отцу Своему втайне. Ангелам свойственно предстоять молящимся и восхищаться при виде тех, которые возносят чистые руки в молитве; они радуются, принося Богу жертву всесожжения святого благочестия в благоухание приятное. А сколь благоугодны молитвы Марии пред Всевышним, на то указал Ангел, который, войдя к Ней, столь почтительно Ее приветствовал. Не трудно было Ангелу сквозь затворенную дверь проникнуть в сокровенное жилище Девы, так как благодаря его тончайшей сущности, ему по природе присуще то, что даже железные засовы не могут препятствовать его вхождению, куда бы он не устремлял свое движение. Ибо ангельским духам стены не преграждают пути, но всё видимое отступает пред ними; также и все тела, как бы тверды и прочны они ни были, легкопроницаемы и удобопроходимы для них. Потому не следует предполагать, будто Ангел нашел открытою дверцу [в комнату] Девы, Которая, несомненно, желала избежать посещений и разговоров с людьми, дабы не нарушалось безмолвие Ее молитвы и не подвергалась искушениям Ее целомудренная воздержность. Итак, благоразумнейшая Дева затворила в тот час за Собой Свою обитель, но лишь для людей, а не для Ангелов. Посему, хотя Ангел и мог войти к Ней, никому из людей не было туда легкого доступа.

2.  Ангел, войдя к Ней, сказал: Радуйся, благодати полная! Господь с Тобою. В Деяниях Апостолов мы читаем, что и Стефан был полон благодати, и Апостолы исполнились Духа Святого, однако совсем не так, как Мария. Ведь ни в Стефане не о обитала полнота Божества телесно, как в Марии, ни Апостолы не зачали от Духа Святого, подобно Марии. Радуйся, благодати полная, – говорит Ангел, – Господь с Тобою. Что удивительного в том, что Та, с Которой был Господь, Сама была полная благодати? Но более следует удивляться тому, как Пославший Ангела к Деве Сам был обретен Ангелом вместе с Девою? Или Бог настолько стремительнее Ангела, что опередил поспешающего Вестника, предварив его на земле? И это не удивительно. Ибо когда Царь был на ложе Своем, нард Девы издавал благоухание свое, и вознесся благовонный дым пред лице славы Его, и нашел благоволение пред очами Господа, в то время, как окружающие Его восклицали: Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом? И тотчас Царь, выйдя из святого жилища Своего, возрадовался, как исполин, пробежать поприще, и, хотя от края небес исход Его, от безмерного желания полетел Бог и опередил Вестника Своего у Девы, Которую возлюбил, Которую избрал, красоты Которой возжелал. Узрев Его, приходящего издали, ликует и радуется Церковь, говоря: Вот Он идет, скачет по горам, прыгает по холмам!

3.  Царь же по справедливости возжелал красоты Девы. Ибо Она исполнила всё, завещанное Ей гораздо ранее Ее отцом Давидом, говорившим: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего; и, если исполнишь это, возжелает Царь красоты Твоей. И Она услышала и увидела; не так, как некоторые, которые слыша не слышат, и видя не разумеют; но Она услышала – и уверовала, увидела – и уразумела. И приклонила ухо Свое, – несомненно, к послушанию, и сердце Свое – к наставлениям; и забыла народ Свой, и дом отца Своего, ибо Она не заботилась ни о том, чтобы приумножить народ Свой продолжением рода, ни о том, чтобы оставить наследника дому отца Своего. Но весь почет, который Она могла бы иметь в народе, всё земное, что могла бы получить от отчего дома, – всё это Она почла за сор, чтобы приобрести Христа. И ожидания не обманули Ее, ибо Она не только обрела Христа, как Своего Сына, но и не утратила желанного целомудрия. Итак, воистину полная благодати Та, Которая, сохранив благодать девства, приобрела славу плодовитости.

4.  Радуйся, благодати полная! Господь с Тобою, – говорит Ангел. Не сказал: Господь в Тебе, но: Господь с Тобою. Ибо Бог весь равно присутствует повсюду посредством Своей простой субстанции; посредством же Своего действия Он иначе присутствует в разумных творениях, нежели в остальных; а между разумными Он иначе присутствует в добрых, нежели в злых. Так, Он действительно присутствует в неразумных творениях, однако не познается ими. Что же касается разумных, то все они могут познавать Бога посредством разума, но только добрые могут познавать Его также и посредством любви. Следовательно, лишь в добрых Бог присутствует таким образом, что Он есть также и с ними, благодаря согласию воли. Ибо подчиняя свою волю правде так, что Бог не почитает неподобающим желать того, чего они желают, они, тем самым, что не расходятся с Его волей, сами духовно соединяются с Богом.

Но хотя так обстоит дело со всеми святыми, с Марией всё совершается особым образом. Ибо таково было согласие с Ней Бога, что Он соединил с Собою не только Ее волю, но даже и Ее плоть, и из Своей субстанции и из субстанции Девы произвел единого Христа, или, точнее, стал единым Христом. Он, хотя и не был весь от Бога или весь от Девы, тем не менее весь был Сыном Божьим и Сыном Девы; однако не два сына, но Единый Сын Их Обоих. Итак, Ангел говорит: Радуйся, благодати полная! Господь с Тобою. Не только Господь Сын с Тобою, Которого Ты облекаешь Твоей плотью, но и Господь Дух Святой, от Которого Ты зачинаешь, и Господь Отец, родивший Того, Которого Ты зачинаешь. Да, с Тобою Отец, Который Своего Сына делает и Твоим Сыном. С Тобою Сын, Который, чтобы совершить в Тебе дивное таинство, чудесным образом отверз для Себя сокровенное лоно, сохранив для Тебя печать девства. С Тобою Дух Святой, вместе с Отцом и Сыном освящающий Твое чрево. Воистину, Господь с Тобою.

5.  Благословенна Ты между женами. Хорошо также присовокупить и то, что добавила в продолжение Елисавета, которой принадлежат сии слова: И благословен плод чрева Твоего. Не потому благословен плод чрева Твоего, что Ты благословенна, но оттого благословенна Ты, что Он предварил Тебя благословениями благости. Воистину же благословен плод чрева Твоего, в Котором благословятся все народы, от полноты Которого приняла и Ты вместе с другими, хотя и отлично от других. И потому благословенна Ты, но между женами, тогда как Он благословен не между людьми, не между Ангелами, но, как говорит Апостол, Он есть сущий над всем Бог, благословенный во веки. Говорят: "благословенный муж", "благословенный хлеб", "благословенная жена", "благословенная земля", или когда упоминают о чем-либо подобном, как о благословенном; но единственным образом благословен плод чрева Твоего, ибо Он есть сущий над всем Бог, благословенный во веки.

6.  Итак, благословен плод чрева Твоего. Благословен запахом, благословен вкусом, благословен видом. Аромат этого благоуханного плода ощущал тот, который говорил: Вот, запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. Воистину, разве не благословен Тот, Кого благословил Господь? О вкусе же этого плода некто, отведавший его, изрек: Вкусите, и увидите, как благ Господь! И в другом месте: Сколь велика сладость Твоя, Господи, которую Ты хранишь для боящихся Тебя! Также и кто-то другой сказал: Если только вкусили вы, что сладок Господь. Да и Сам Плод говорит о Себе, призывая нас к Себе: Ядущий Меня еще будет алкать, и пьющий Меня еще будет жаждать. Сказал же Он это о сладости вкуса, по причине которой, будучи вкушен однажды, Он всё сильнее возбуждает желание. Превосходен плод, который для душ, алчущих и жаждущих правды, есть и пища, и питие.

Ты слышал о запахе, слышал о вкусе; выслушай же и о виде. Если тот смертоносный плод был не только хорош для пищи, но, по свидетельству Писания, также и вожделен на вид, то сколь же тщательнее должны мы исследовать животворную красоту сего живительного плода, на который, по другому свидетельству Писания, желают взирать Ангелы! Его великолепие видел в духе и жаждал узреть телесно говоривший: С Сиона вид красоты Его. А дабы тебе не показалось, будто речь идет о некоей посредственной красоте, вспомни, что читаешь в другом псалме: Ты прекраснее сынов человеческих, благодать излилась из уст Твоих, посему благословил Тебя Бог на веки.

7.  Итак, благословен плод чрева Твоего, Которого благословил Бог на веки, а чрез сие благословение благословенна и Ты между женами, ибо не может дерево худое приносить плод добрый. Поистине, благословенна Ты между женами; Ты, Которая избежала того всеобщего проклятия, гласящего: В скорби будешь рождать детей, а в то же время и другого: Проклята бесплодная в Израиле. Ты обрела небывалое благословение, не оставшись бесплодной, но и не рождая в болезни. Жестокая неизбежность и тяжелое иго на дочерях Евы! Если рождают – мучаются, если же не рождают – проклинаются. Боль препятствует им рождать, а проклятие – не рождать. Как поступишь Ты, Дева, Ты, Которая слушаешь и читаешь всё это? Рождая, будешь страдать, а оставшись бесплодной, будешь проклинаема. Что изберешь Ты, благоразумная Дева? Тесно мне отовсюду, – говорит Она; лучше для Меня попасть под проклятие и остаться чистой, нежели в вожделении зачать то, что впоследствии я по справедливости буду рождать в болезни. Ибо в первом если и вижу проклятие, но не грех, во втором же – вместе и грех, и страдание. Наконец, сие проклятие что иное, как не укоризны людей? В самом деле, ведь бесплодная называется проклятой лишь потому, что подвергается поношению и презрению, как бесполезная и не приносящая потомства, да и то в одном только Израиле. А для Меня очень мало значит, что я не угодна людям, только бы Я могла представить Себя Христу чистою Девою. О Дева благоразумная, о Дева благочестивая! Кто научил Тебя, что Богу угодно девство? Какой закон, какая праведность, какая страница Ветхого Завета заповедует, или советует, или увещевает во плоти жить не по-плотски, но вести на земле жизнь Ангелов? Где прочла Ты, о блаженная Дева: Помышления плотские суть смерть, и : Попечения о плоти не превращайте в похоти? Где прочла Ты о девах, что они поют новую песнь, которую никто другой не может петь, и следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел? Где прочла Ты, что достохвальны те, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного? Где прочла Ты: Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем, и : Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше? Где услышала Ты: Желаю, чтобы все вы были, как и я, и : Хорошо человеку, если останется так, по моему совету? Относительно девства, – говорит Апостол, – я не имею повеления, а даю совет. У Тебя же не было не только заповеди, но даже совета или примера; и лишь помазание научило Тебя всему, и Слово Божие, живое и действенное прежде, чем стать Твоим Сыном, стало Твоим Учителем; а прежде, чем облечься в Твою плоть, наставило Твою душу.

Итак, Ты обещаешь представить Себя Христу Девою, но не ведаешь о том, что Тебе надлежит представить Ему Себя также и Матерью. Ты избираешь быть презираемой в Израиле и попасть под проклятие бесплодия, дабы угодить Тому, Которому Ты пришлась по нраву; и вот, проклятие изменяется в благословение, а бесплодие возмещается плодовитостью.

8.  О Дева, отвори чрево, раскрой лоно, приготовь утробу, ибо се, грядет сотворить Тебе величие Сильный, так что вместо проклятия Израиля будут ублажать Тебя все роды. Не опасайся плодовитости, о благоразумная Дева, ибо она не лишит Тебя непорочности. Ты зачнешь, но без греха. Будешь беременна, но не от соития. Родишь, но не в скорби. Не познаешь мужа, и произведешь на свет сына. Какого сына? Ты будешь Матерью Того, чей Отец – Бог. Сын Отчей любви будет венцом Твоей чистоты. Премудрость Отчего сердца будет плодом девственного чрева. Наконец: Бога родишь, и от Бога зачнешь. Ободрись же, Дева плодовитая, чистая Родительница, Матерь непорочная, ибо Ты не будешь более проклинаема в Израиле, и не будешь называться между бесплодными. А если Ты и поныне проклинаема Израилем по плоти – не потому, что видят Твое бесплодие, а потому, что завидуют Твоей плодовитости – вспомни, что и Христос претерпел проклятие креста, Христос, благословивший Тебя на небесах, как Матерь Свою; да и на земле благословил Тебя Ангел, и справедливо все народы земли будут провозглашать Тебя блаженной. Итак, благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего.

9.  Она же, услышав сие, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие. Девам, если они истинные девы, свойственно всегда быть робкими и никогда – беспечными. Дабы остерегаться того, чего следует бояться, они страшатся даже безопасного, зная, что носят в глиняных сосудах драгоценное сокровище, и весьма трудно жить как Ангел среди людей, обитать на земле по образу небесному, и во плоти вести жить в безбрачии. А потому во всем новом, во всем, происходящем неожиданно, они подозревают козни, и всё почитают умышленным против себя. Оттого-то и Мария смутилась от слов Ангела. Смутилась, но не пришла в смятение. Я смущен, и не могу говорить, – восклицает псалмопевец, – но размышляю о днях древних, о летах веков минувших. Так и Мария смутилась и не говорила, но размышляла, что бы это было за приветствие. То, что Она смутилась, свидетельствует о Ее девичьей стыдливости; то, что не пришла в смятение – о ее отваге; а то, что Она безмолвствовала и размышляла – о Ее благоразумии. Размышляла же о том, что бы это было за приветствие. Благоразумная Дева знала, что зачастую ангел Сатаны принимает вид Ангела света, а будучи смиренной и простой, Она не ожидала услышать ничего подобного от святого Ангела; и потому размышляла, что бы это было за приветствие.

10.  Тогда Ангел, воззрев на Деву и весьма легко обнаружив, что Ее тревожат различные помыслы, тотчас утешает робкую, утверждает сомневающуюся, и, дружественно называя Ее по имени, ласково убеждает Ее не бояться: Не бойся, Мария, – говорит он, – Ты обрела благодать у Бога. Нет здесь никакой хитрости, нет здесь никакой лжи. Не подозревай здесь никакого обмана и никаких козней. Я не человек, но дух; Ангел Бога, а не сатаны. Не бойся, Мария: Ты обрела благодать у Бога. О, если бы Ты знала, сколь угодно Всевышнему Твое смирение и какое величие ждет Тебя у Него, Ты бы не сочла Себя недостойной ни приветствия Ангела, ни его кротости! Для чего говоришь Ты, будто Тебе не подобает благосклонность Ангелов, когда Ты обрела благодать у Бога? Какую благодать? Мир между Богом и человеком, разрушение смерти, восстановление жизни. Вот благодать, которую Ты обрела у Бога. И вот Тебе знак: Се, приимешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Уразумей, благоразумная Дева, из имени обетованного Сына, какую и сколь великую, небывалую благодать обрела Ты у Бога. И наречешь Ему имя : Иисус, – говорит Ангел. Смысл этого имени разъясняет другой Евангелист, в истолковании Ангела: Ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

11.  Читаю, что два Иисуса предшествовали в образе Того, о Котором мы теперь говорим. Оба они возглавляли народы; один из них вывел свой народ из Вавилона, другой ввел свой в землю обетованную. Конечно, и они защищали от врагов тех, кому предводительствовали; но разве спасали они их от грехов их? А наш Иисус и от грехов спасает народ Свой, и вводит в землю живых. Ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Кто это, что и грехи прощает? О, если бы и меня, грешного, Господь Иисус соблаговолил сопричесть к народу Своему, чтобы спасти меня от грехов моих! Воистину, блажен народ, у которого сей Иисус Господь Бог его, ибо Он спасет народ Свой от грехов их! Боюсь, однако, что многих, возглашающих, будто они – из его народа, Он Сам не считает принадлежащими Его народу. Боюсь, что многим, почитающимся за набожнейших в Его народе, Он Сам некогда скажет: Люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Ибо Господь Иисус познал Своих; Он познал тех, кого избрал от начала. Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю? Хочешь узнать, принадлежишь ли ты к Его народу? Или, лучше сказать, хочешь ли ты быть из Его народа? Делай, что говорит Иисус, и Он сопричислит тебя к народу Своему. Делай, что повелевает Господь Иисус в Евангелии, что повелевает в Законе и Пророках, что повелевает через Своих служителей, пребывающих в Церкви. Повинуйся Его наместникам, наставникам Твоим, не только добрым и кротким, но и суровым, и научись от Самого Иисуса, ибо Он кроток и смирен сердцем, и будешь из блаженного народа Его, который Он избрал в наследие Себе, будешь из достохвального народа Его, который благословил Господь, говоря: Ты – дело рук Моих, наследие Мое – Израиль. А чтобы ты не возревновал к Израилю по плоти, Бог засвидетельствовал об этом народе, говоря: Народ, которого Я не знал, служит Мне; по одному слуху о Мне повинуются Мне.

12.  Послушаем, однако, что сам Ангел думает о Том, Кому, еще до Его зачатия , он дал такое имя. Вот что он говорит: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего. Воистину велик Тот, Который удостоится называться Сыном Всевышнего. Разве не велик Тот, Чье величие неисследимо? И кто так велик, как Бог наш? – восклицает псалмопевец. Поистине, велик Тот, Кто так же велик, как и Всевышний, ибо Он и Сам есть Всевышний. Ибо Сын Всевышнего не будет почитать хищением быть равным Богу. По справедливости следует полагать, что помышлял о хищении тот, кто, будучи из ничего сотворен в ангельском образе, делал себя равным Творцу, присвоив себе то, что принадлежит Сыну Всевышнего, Который даже и не сотворен, но рожден Богом в образе Божием. Ибо Всевышний Отец, хотя и всемогущ, всё же не мог ни создать равную Себе тварь, ни родить не равного Себе Сына. Итак, Он сотворил великого Ангела, но не столь великого, как Он Сам, и потому не Всевышнего. Но ни хищением, ни несправедливостью не почитает Бог то, что один лишь Единородный Сын во всем равен Ему, ибо Его Он не сотворил, но родил – Всемогущий Всемогущего, Всевышний Всевышнего, Вечный – Совечного. Следовательно, на самом деле будет велик Тот, Который наречется сыном Всевышнего.

13.  Но почему Он будет, а не "есть" велик? Ведь Ему, всегда равно великому, некуда расти, и после зачатия Он не станет более великим, нежели был ранее. Может быть, Ангел потому сказал: будет, что Тот, Который был великим Богом, станет великим человеком? Поистине, Он будет великим: великим человеком, великим учителем, великим пророком. Ибо о Нем так говорится в Евангелии: Великий пророк восстал между нами. Подобным образом и некий меньший пророк возвещает грядущего великого Пророка: Се, придет Пророк великий, и обновит Иерусалим. Ты же, о Дева, родишь Младенца; но взирая на маленького, помышляй о великом. Ибо Он будет велик, потому что возвеличит Его Бог пред лицем царей, так что поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему. Так величит же и Твоя душа Господа, ибо Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего. Он будет велик, и сотворит Тебе величие Сильный, и свято имя Его. Ибо какое имя более свято, чем Сын Всевышнего, коим Он наречется? Да возвеличим же и мы, младенцы, великого Господа, Который, чтобы сделать нас великими, Сам стал Младенцем. Младенец родился нам, Сын дан нам, – говорит пророк. Да, нам, а не Себе, ибо Он, прежде всех времен гораздо более совершенным образом рожденный от Отца, не нуждался в том, чтобы родиться от Матери во времени. Также и не Ангелам, ибо они, обладая Великим, не имели нужды во Младенце. Следовательно, Он рожден нам и дан нам, ведь именно нам Он необходим.

14.  Ныне же, соделаем с рожденным и данным нам то, для чего Он был рожден и дан! Воспользуемся нашим ради нашей же пользы, совершим спасение из Спасителя! Се, младенец поставляется посреди. О Младенец, желаемый младенцами! Воистину, Он – Младенец, но [лишенный] не мудрости, а порока! Постараемся же стать, как этот Младенец; научимся у Него, ибо Он кроток и смирен сердцем, да не будет того, чтобы великий Бог без причины стал малым человеком, зря умер, напрасно был распят. Будем учиться Его смирению, подражать Его кротости, принимать Его любовь, участвовать в Его страданиях, омываться в Его Крови. Принесем Его в умилостивление за грехи наши, ибо для того Он и рожден и дан нам. Принесем Его в умилостивление пред очами Отца, принесем Его и пред собственными очами, ибо как Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за нас, так и Сам Сын уничижил Себя Самого, приняв образ раба. Он предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грехи многих, и за преступников сделался ходатаем, дабы они не погибли. Не могут погибнуть те, за которых ходатайствует Сын, дабы они не погибли, за которых Отец предал Сына Своего на смерть, дабы они жили. Итак, следует равно уповать на прощение от Них Обоих, ибо равно милосердие Их благости, равно могущество Их воли, едина сущность Их Божества, в Котором Единый с Ними Дух Святой живет и царствует, Бог, во все веки веков. Аминь.

 

©
Ю. Стасюк,

перевод, 2001

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *