Мифы о начале

Прежде чем продолжать наш рассказ, следует предостеречь читателя, который, может быть, плохо знаком с сущностью доиспанских культур Мексики, против весьма распространенного, но ошибочного мнения, будто единственными представителями культуры этой части Америки являются ацтеки. В действительности же ацтеки, при всем их военном и политическом величии, составляли лишь одну из ветвей великого древа народов науатль. Хотя ацтеки вступили в долину Мексики около середины XIII в., действительно важную роль они играли здесь лишь в последнее столетие перед испанским завоеванием. Около 1428 г. они произвели крупную социальную и религиозную реформу и в согласии со своим представлением о том, что они являются избранным народом солнца, приспособили для своих воинственных целей различные культурные установления более древних народов.

Археология помещает начало цивилизации в древней Мексике между II и III тысячелетиями до н. э., и по сравнению со столь длительным временем продолжительность ацтекского господства, приходящаяся на его последний век, действительно невелика. В начале II тысячелетия, видимо, возникли земледелие и гончарное производство. Бесчисленные маленькие головки из глины и фигурки таких богов, как Уэуэтеотль, «старый бог», бог огня (эти изображения восходят к I тысячелетию до н. э.), дают нам известное представление о религиозных идеях этих древних обитателей Мексики, чья этническая принадлежность пока еще точно не установлена.

В этом исследовании древней мексиканской мифологии мы изберем в качестве отправной точки тот период, который именуется классическим и начинается более или менее одновременно с нашей эрой. В это время на центральном плато возник важный религиозный центр Теотиуакан, «город богов», упоминаемый в наиболее ранних письменных памятниках. На юге почти в то же самое время майя воздвигли такие большие города, как Тикаль, Уаксактун, Паленке и др. Древнейшие традиции, связывающие священные города с различными мифами, повествующими о происхождении мира и людей, восходят, видимо, к этому периоду. Ограничивая наш обзор мифологией и религией Центральной Мексики, мы отметим лишь, что многие ранние мифы народов науатль обладают значительной степенью сходства с мифами южных майя, и это позволяет нам установить некие общие культурные первоисточники мифов.

На центральном плато, как об этом говорится и в преданиях народов науатль, происходило, видимо, смешение народов: в период до начала нашей эры уже утвердившиеся здесь земледельцы, почитатели «старого бога», вступили в контакт с племенами, мигрирующими с северо-востока, а именно от реки Пануко на берегу Мексиканского залива. Эти мигранты описываются как народ с высоким уровнем культуры, располагающий рисуночными книгами, музыкой и пением, а также как последователи верховного бога, которого они именовали «Владыка всего, подобный ночи и ветру».

Одна из групп мигрантов отправилась, видимо, в области майя в Гватемале, тогда как другие осели на центральном мексиканском плато. Здесь, согласно мифу, они основали город, названный Тамоанчан, что означает «мы разыскиваем наш дом»,– несомненно, мифическое место, до сих пор не разысканное археологами. Продолжая свое движение, они пришли в Теотиуакан, «город богов», который находится примерно в двадцати восьми милях к северо-востоку от нынешнего города Мехико. Как рассказывает один из текстов, здесь «они утвердились, и мудрецы сделались правителями». Тольтеки переняли это поверье после упадка Теотиуакана. Они были, по крайней мере частично, потомками племен, говоривших на языке науатль, пришедших с равнин севера около IX в. н. э. и построивших Тулу (приблизительно в сорока милях к северу от Мехико). Их воззрения и составили, вероятно, наиболее древние основы мифологии, которой предстояло затем распространиться по всему центральному плато древней Мексики.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *