М.Т. Дьячок. Типологические особенности культуры «темных веков»

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КУЛЬТУРЫ “ТЕМНЫХ ВЕКОВ”

Важное место в курсе истории культуры занимает культура античности и европейского средневековья. В практике преподавания этим двум периодам уделяется значительное внимание, причем обычно в качестве наиболее типичных образцов античной культуры берется культура Афин периода их расцвета (6 — вв. до н.э.), эллинистической Греции (конец 4 — 2 вв. до н.э.) или императорского Рима (1 в. до н.э. — 3 в. н.э.); в качестве же источника наиболее типичных примеров культуры средневековой обычно выступает культура Западной Европы (как правило, Франции, Италии, Англии, Германии) 11 — 15 вв. Такой подход, несомненно, имеет свои преимущества, так как позволяет сосредоточить внимание студентов на некоторых узловых моментах в истории мировой культуры, однако при этом возникает опасность подменить представление об античности или средневековье вообще представлениями об отдельных, достаточно важных, но в то же время не всеохватывающих периодах.

В этой связи представляет большой интерес культура т.н. “темных веков” в истории Европы — весьма значительного периода времени, который находится между античностью и классическим средневековьем. Пожалуй, именно к этому малоизученному периоду больше всего подходит афоризм А.Я.Гуревича: “Средневековье — пасынок истории” [1].

Согласно школьным и некоторым вузовским учебникам, конец античности датируется довольно “конкретно” — это 23 августа 476 г., когда командующий отрядом германских наемников Одоакр лишил власти последнего римского императора — младенца Ромула Августула, и, присвоив себе титул короля (rex), отказался принять императорский титул, отослав полагающиеся регалии константинопольскому императору Зенону [2]. Однако это не значит, что сразу же в истории Европы началось резкое падение культурного уровня, ассоциирующееся обычно с ранним средневековьем. При дворах первых германских правителей Италии по-прежнему существовал сенат, работали многие выдающиеся писатели и философы (Кассиодор, Эннодий, Боэций и др.), сохранялись некоторые античные традиции. Скорее всего, исчезновение номинальной императорской власти осталось фактически незамеченным большинством населения Европы.

Если говорить о существенных изменениях в культурном климате Европы, то намного важнее окажется период конца 4 — начала 5 вв. Именно в это время христианство окончательно утверждается в Римской империи как официальная религия, и именно в это время жили и творили такие выдающиеся представители христианской культуры, как Иероним, Августин, Амвросий Медиоланский. Однако произошедшие изменения имели в своей основе глубокую античную традицию. Достаточно вспомнить, что до своего достаточно позднего обращения в христианство Августин прославился как известный ритор, знаток Цицерона и манихейский ученый.

Однако уже к середине 6 в. культурный подъём, вызванный легализацией христианства и запретом, а потом и гонениями как на традиционную греко-римскую религию, так и на иные культы (манихейство, гностические культы и т.п.) постепенно перешел в стадию спокойного эволюционного развития культуры. Христианство настойчиво распространялось во все более отдаленные уголки Европы, постепенно приобретая характер мировой религии. Именно с переходом к этому этапу и связывают понятие “темных веков”.

Учитывая сказанное, можно согласиться с мнением тех авторов, которые полагают, что “темные века” (как синоним новой культурно-исторической эпохи) начинаются не раньше середины 6 в. и продолжаются до 80-х гг. 8 в, когда в результате активной деятельности представителей т.н. “Каролингского возрождения” (первоначально — Петр Пизанский, Павел Диакон, затем — Алкуин, Эйхард, Валахфрид Страбон и др.) в Европе начинается новый этап развития культуры.

Культура “темных веков” обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать, если мы хотим сделать правильный вывод о развитии культуры в то время. Наиболее важны из этих особенностей следующие:

1. Главными центрами развития культуры в это время стали монастыри. Основная масса населения была сосредоточена в деревнях и небольших поселках и была почти поголовно неграмотной. Даже многие представители правящих кругов не умели читать и писать. В этих условиях единственным средством поддержания культурной традиции стали монастыри, из которых важнейшими были Монте-Кассино в Италии, Санкт-Галленский монастырь на территории современной Швейцарии, Джарроу в северной Англии. Свои монастырские центры были в других странах. Однако и в монастырях грамотность отнюдь не была всеобщим явлением. В каждом из них было по нескольку человек, способных писать и еще меньше людей, которые могли создавать новые произведения. Основную же массу монахов составляли люди или вовсе неграмотные, или полуграмотные

2. Единственным языком, на котором создавались произведения различных жанров, в то время стал латинский язык. Причем это была не та латынь, на которой писали римские писатели “золотого” и “серебряного” веков. Многочисленные изменения наблюдаются на всех уровнях языка, включая фонетику, лексику, грамматику и синтаксис. Если отдельные писатели (например английский автор Беда Достопочтенный) достаточно хорошо владеют латинским языком, то в текстах, созданных другими авторами, встречаются многочисленные отклонения от классических норм. Весьма характерен, например, фрагмент из “Хроники Фредегара” (7 в.): Non est possebelem, ut christiani et Dei servi cum canebus amiciciam conlocare possint “Невозможно, чтобы христиане и рабы Божьи смогли завязать дружбу с собаками” [3]. В этом небольшом предложении допущено пять ошибок, не говоря уже о стилистических погрешностях.

Изменения, происходящие с латинским языком в это время, не случайны: они говорят о продолжавшемся процессе отхода живого произношения от литературной традиции и о подспудном формировании новых литературных языков: французского, итальянского, испанского и других. Однако первые литературные памятники на этих языках появятся лишь после “темных веков” — начиная с конца 9 в.

3. Основной тематикой культурного творчества в это время становятся христианские сюжеты. И если некоторые авторы (Григорий Турский, Исидор Севильский) не всегда специально акцентируют тематику своих произведений, то, например, труд Беды Достопочтенного по истории Англии так и называется: “Церковная история английского народа” (Historia ecclesiastica gentis Anglorum), а страницы, описывающие частные моменты церковной жизни, порой занимают в нем больше места, чем описания важных событий в английской политической истории. Аналогичная ситуация наблюдается и в других областях культуры.

Однако такой религиозно ориентированный подход к творческой деятельность имел и свои позитивные результаты. Так, несмотря на кажущуюся парадоксальность утверждения, именно в эпоху поздней античности и в “темные века” начала формироваться профессиональная музыкальная культура, что связано, прежде всего, с деятельностью миланского епископа Амвросия Медиоланского и его последователей, а позднее Венанция Фортуната. И опять же, основной тематикой их музыкальных произведений стали христианские мотивы. Характерно, что многие из музыкальных сочинений того времени (“Te Deum laudamus” Никета Ремизианского, гимны Амвросия Медиоландского, “Гимны кресту” Венанция Фортуната) до сих пор остаются в католическом культовом обиходе.

4. Характерной, хотя и не специфической особенностью культуры “темных веков” является ее практическая направленность. Любые памятники культуры создавались для того, чтобы удовлетворять конкретные запросы: хроники (ведущий прозаический жанр того времени) писались для того, чтобы увековечить деяния правителей или деятелей церкви; стихи (фактически тексты песен) предназначались для исполнения в качестве церковных песнопений. Строго говоря, практическая ориентация любой культуры была свойственна любому обществу вплоть до 19 в., однако в “темные века” не допускалось даже небольших отступлений от этой нормы. Не в последнюю очередь это было связано с ореолом сакральности, которым была окружена культурная деятельность, что объясняется как труднодоступностью для малообразованного человека многих форм творчества, так и вновь, после нескольких веков письменной традиции, возрожденном представлении о том, что любое слово несет в себе магический смысл (ср. в этой связи отношение к устному и письменному творчеству у древних германцев и кельтов).

Если пытаться оперировать количественными критериями, то может создаться впечатление, что “темные века” дали мировой культуре очень мало нового и оригинального материала. Однако следует учесть тот факт, что по сравнению с предыдущими и последующими эпохами 6 — 8 вв. были временем, достаточно спокойным для большинства европейских стран. И хотя незначительные военные столкновения не затихали ни на год, какие-либо масштабные войны на территории Европы (за исключением завоеванной арабами Испании) в это время не велись. В таком случае специфика культуры “темных веков” могут быть понята, прежде всего, как специфика периода осмысления и освоения нового подхода к восприятию мира — подхода христианского в противоположность отжившей античной парадигме мышления.

 

Литература

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М. — 1984. — С. 16.

2. Грабарь-Пассек М.Е. От античности к средневековью (IV — VIII вв.) // Памятники средневековой латинской литературы IV — IX веков. — М., 1970. — С. 9.

3. Дьячок М.Т., Пиков Г.Г. Латинская литература IV — IX вв. — Новосибирск, 1998. — С. 91.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *