Романское зодчество
О нем, конечно, следует сказать больше и шире, чем поскольку оно связано со строительством клюнийским. Романские замки и романские соборы вырастают в феодальных городах ранней поры (X –XI вв.) по всему кругу западного мира (пока им не придет на смену готика), отличаясь везде одними чертами. Это повсюду придавленная тяжелым каменным «коробовым» покрытием – сводом и поэтому очень мощная, толстостенная базилика, иначе «корабль», неф, перекрещенный более коротким кораблем поперечным, образующим, таким образом, латинский крест, и на месте перекрестия выносящий вверх круглый купол или высокую многоугольную башню. Самая толщина стен исключает возможность широких окон. Узкие, забранные мозаикой разноцветных стекол, они обусловливают темноту внутреннего пространства и разноцветные пятна в воздухе и на полу. Как продольные, так и поперечные корабли разделяются рядами колонн (или столбов) на три, а то и на пять внутренних кораблей, снижающихся от середины к боковым стенам. Начиная от перекрестия, к окончанию базилики пол повышается и дает под собою место «крипте» – подземному пространству, где расположены саркофаги святых храма, его сановников и «благодетелей». На возвышенном полу устроен «хор»: окруженное оградой пространство, наполненное скамьями-седалищами для каноников – членов капитула. Самый конец продольного креста, закругленный, заканчивающийся «абсидой», образует алтарь. Продольные стены корабля-базилики часто представляют целые ряды капелл. Пестрые фрески на стенах, многоцветные ковры на полу, на колоннах, обилие романских полукруглых арок, резных решеток, звездочек, резные капители, раскидывающиеся листьями аканфа на вершинах колонн, нарядные пьедесталы этих последних притягивают взгляд убранством трех нарядных своих порталов, оживленных рядами статуй, уже наполовину рельефных, чьи одеяния богато наряжены кружевами, бахромами, бусами, вышивками,, предвещая великолепный полный рельеф готической статуи дальнейших веков. Таковы храмы романского периода или романские ранние их части у соборов Бамберга, Шпейера, у монастырей Фульды, Сен-Галлен, нижние части соборов Шартра, Парижской богоматери и т. д. и т. д. Воплощение феодального воинственного общества ранней поры с властным духовенством, воздвигаемым повышенным хором над толпою обычных прихожан, романский храм (как и романский замок) живо символизирует это тяжелое, грубое, жестокое и богатое фантастикой общество ранней феодальной эпохи в ожидании, пока высшая культура общества городов выдвинет на его место более легкие и светлые образы готики.