Ренессансное прочтение «Комедии»

Интерпретации «Комедии», которые носят определенно ренессансный характер, появляются в искусстве Италии лишь к последней трети XV в. Одной из причин этого была довольно долго существовавшая разноречивость взглядов на «Комедию».

XIV и первая половина XV в. знали средневекового Данте. Многие тогда читали и ценили его как автора поэтической энциклопедии старого типа. В Данте видели ученого теолога, схоластического философа. Прокомментированный в четверном значении, смысл «Комедии» раскрывался преимущественно в аспектах морального и анагогического аллегоризма. До второй половины XV в. манускрипты с подобного рода толкованиями удовлетворяли многих читателей.

Но почти одновременно начинает складываться ренессансный подход к «Комедии». В XV в. высокую оценку Данте гуманисты обоснуют тем, что его творчество соответствует существенным требованиям времени, ибо считалось, что «в величайшем поэте должны быть три свойства: искусство вымысла, изящество языка и многостороннее знание. Первое из этих трех свойств составляет преимущественную принадлежность поэтов…».

Действительно, эпоха Ренессанса выдвигает эстетический критерий в понимании литературы. Важной особенностью итальянской литературы XV в. становится, по выражению Де Санктиса, «мир чистой фантазии». Но Данте безусловно отличен от гуманистических поэтов в осмыслении роли воображения в литературе. Он отличен от авторов, которые плетут ткань произведений с осознанной творческой произвольностью, используя игру воображения и элементы иронии. Напротив, буквальный смысл «Комедии» представляется не вымышленной фабулой, но действительным видением потустороннего. Последовательность построения «священной поэмы» нарастает неуклонно ввысь, – от земного к сверхземному, – как бы отображая высшую истину, а не субъективную авторскую фантазию. При этом трансцендентно ориентированную «Комедию» от первой до последней строки пронизывает поэтическое мироощущение и поэтическая воля автора. И если Возрождение, когда утверждается новая поэзия и новый теоретический подход к ней, открывает возможность оценить поэтику Данте, то одновременно здесь же возникает возможность экстраполяции на творчество поэта представлений иной эпохи и иной культурной среды. Наряду с моментами сходства между мироощущением Данте и новыми представлениями существует очевидное несовпадение. Оно должно было неизбежно стать той призмой, через которую Ренессанс рассматривал «Комедию», проецируя на нее собственные понятия.

Поскольку эстетический критерий Ренессанса учитывал также «изящество языка», в данный период было отмечено мастерство Данте и в этой области. С конца XIV в. начинают фиксировать внимание на особенностях художественного языка Данте. Опять-таки проблематично, был ли адекватным взгляд новой эпохи на язык Данте. Но во всяком случае тогда существовало понятие о собственном характере поэтического стиля Данте. Уже Колуччо Салутати думал о применении искусства филологической критики к рукописям «Комедии», чтобы освободить подлинный текст от искажений переписчиков. Этим методом будут руководствоваться флорентийские ученые при подготовке издания «Комедии» 1481 г., сличая множество манускриптов и опираясь на представление о языке и поэтическом искусстве Данте.

Среди ренессансных требований, предъявлявшихся к поэту, фигурировал и критерий содержания. Считалось, что претворение в слове «многостороннего знания» – свойство, общее у поэтов «с историками и философами». В представлениях кватроченто поэзия мыслилась как «часть ветви философии». Под таким углом зрения в «Комедии» видели широкую систему понятий о мире. Причем, как в свое время заметил М. С. Корелин, в поэме Данте тогда подчеркивали «те ее стороны, которые имели особенную цену в глазах гуманистов – изображение внутренней жизни человека, описание природы и интерес к исторической действительности». Воззрения Данте, в которых итальянцы конца XIV–первой половины XV в., близкие к гуманистической культуре, ощущали родственное себе, вместе с тем в их восприятии должны были приобрести своеобразную, обновляющую их окраску.

Хотя в «Комедии» подчас содержатся зародыши ренессансной этики, план земного неизменно соотносится здесь с трансцендентным: человеческие мысли, чувства, дела своим высшим измерением имеют сверхземную цель, то духовное средоточие, к которому устремлено все во вселенной Данте. В период Возрождения в ряде случаев переосмысливается шкала моральных ценностей, воплощенная в «Комедии». Восприятие ранними гуманистами Дантовых категорий и образов нравственного отражает новые ренессансные понятия с их акцентацией на деятельности человека и осуществлении его достоинства в жизни. Показательно, например, что Бруни включал представление о нравственной личности Данте в контекст гуманистической культуры. Сочетая в себе реальное и идеализированное, этот образ приближается к ренессансной концепции uomo universale. Данте у Бруни – человек разносторонних знаний, благовоспитанный, доблестный. Он обрел славу, участвуя в войне за родину и управлении республикой. В характеристике преобладают черты разума, мужества, воли, являя пример «нравственного назидания» в духе гражданского гуманизма кватроченто.

Содержащаяся в поэме Данте критика политической действительности в известной мере также предвосхищает ренессансное отношение к ней. Поэт судит свое время гневно и неумолимо, отражая горестное состояние Италии и европейского мира – падение нравов, нескончаемость военных и политических раздоров, испорченность церковников. В «Комедии» звучит не только голос поэта-судии, но мотивы Высшей справедливости. В близкое ей время «Комедию» и считали именно пророческим словом; в конце XIV – первой половине XV в. могут подчеркивать другое: то, что опыт Данте складывался из разносторонней учености и участия в деятельной и гражданской жизни. И когда в поэме находили родственное собственным взглядам на религиозно-политическую ситуацию Италии и ее государственное устройство, прочтение строк Данте соприкасалось с областью новых представлений и новой действительности.

Видение природы у Данте и в эпоху Возрождения соотносится не менее противоречивым образом. В «Комедии» рассеяны множественные описания природных явлений, причем из виденного выхватывается самое существенное, зарисовки точны и рельефны. Данте может подкреплять их объяснениями с позиций современного ему знания, где начинает применяться метод индукции и эксперимента. Эти изображения естественнонаучных феноменов занимают свои места в иерархическом здании «Комедии».

…Всё в мире неизменный
Связует строй; своим обличьем он
Подобье бога придает вселенной,

(«Рай», 103–105)

В поэме картины природы – это также отблески сверхприродной истины. Они связываются с различными аспектами содержания. «Комедии», заключая в себе возможность многозначного толкования.

Как известно, в эпоху Ренессанса опыт чувственно-рациональный и метафизический разделены более резко. Поскольку расстояние между чувственным и сверхчувственным осознается как бесконечное, отрицаются всякие относительные, конечные различия: «больше нет „выше» или „ниже“, но единая вселенная, однородная внутри себя» . Областью положительного знания становится мир природных проявлений в их внутренних причинных связях, – та одушевленная вселенная, где все элементы опыта соединены между собой цепью соответствий, взаимоотражений и одна форма может метафорически выражать другую. Лишь в XVI в. обращается внимание на строки, где Данте затронул естественнонаучные вопросы. Эти фрагменты объяснены здесь на уровне знания, достигнутого к тому времени, нередко становясь предлогом для экскурсов на специальные темы. Подобные случаи интерпретации не аллегорических, но собственно научных значений поэмы опираются на широкую традицию устного толкования научных аспектов «Комедии», восходящую к кватроченто. Именно тогда было оценено научное содержание «Комедии», очевидно понимаемое при этом как адекватное новому знанию.

Тяга к античной культуре – еще одна грань мировоззрения Данте, которая сближает его с Ренессансом. Если Данте стоит на пороге нового отношения к античности, то в эпоху Ренессанса греко-римская классика явится одним из самых существенных факторов в формировании всей системы мировидения. Считая поэта причастным к движению, которое было осознано как национальное возрождение культуры, его имя в конце XIV в. связывали в некоторой мере с идеей оживления классических литературы и искусства. В XV в. могли замечать, что «рвение к древности» проявляется уже у Данте. И однако же, поскольку прежде всего в латыни видели язык культуры, кватрочентистским почитателям Данте казалось, что если бы «его славная поэма написана была по-латыни, то ни в каком отношении ее нельзя было бы поставить ниже произведений ранних поэтов». Предпринимались попытки переложить «Комедию» латинскими стихами. С позиций классического критерия могли считать несовершенными язык, стиль Данте, признавать неосведомленность Данте в области античной культуры и видеть в его аллегорической поэме средневеково-схоластическое произведение.

Пытаясь представить себе то, как читали «Комедию» до середины XV в., сталкиваемся с различными тенденциями восприятия ее. 1) В Дантовой поэтике и видении мира находили ренессансные черты. 2) Данте представляли как поэта-пророка и теолога, охватившего всю сумму средневекового знания. 3) Средневековое в творчестве Данте (или кажущееся средневековым), сопоставленное с понятием о возрожденной античности, превращалось в отрицательную антитезу классических норм. Хотя в своем абсолютном качестве эти типы восприятия несовместимы друг с другом, их черты могли составлять в то время отдельные стороны общей оценки Данте, ибо до последних десятилетий кватроченто она была противоречивой, находящейся в стадии кристаллизации.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *