Пестрота этнографии и культуры в Италии

В главе V очерчены внешние судьбы Запада в послекаролингские века и его экономические и социальные отношения. Мы видели, как былая Галлия – впоследствии Франция – организуется в феодальное королевство Капетингов. В Италии и Германии над союзами феодальных державцев высится «священная власть императоров» – Оттонов. Пестры культурные их судьбы. В культуре Италии в особенности бросается в глаза сложность ее этнографического состава. Если Рим и вотчина св. Петра и окружающая ее и тянущаяся от них к северу и югу зона остаются еще в основе латинскими, если язык памятников этой территории только дает намеки на меняющийся, переламывающийся к итальянскому звучанию, то ряд островов на земле Италии и прибрежных ее зон сохраняют память о былой «Великой Греции», удерживают с эпохи побед Юстиниана в VI в. византийское население и византийскую власть. Население это устойчиво в городах и гаванях Пентаполя и Экзархата, в поселениях Сардинии и Сицилии, в деревнях Апулии и Калабрии, в их монашеских пустынножительствах и киновиях, давление которых отразилось, несомненно, на возникновении и формировании бенедиктинского движения. Последовавший в половине VI в. разлив лангобардов, захвативший долину По, Тоскану и Романью, область Сполетскую и Беневентскую, в северных из этих областей в особенности укрепил другие элементы германского заселения, какими были остготы и другие. Что вестготы и вандалы, а также свевы только прошли через Италию, мы уже знаем, но с 20-х годов IX в. в Южной Италии появляются, чтобы сосредоточиться в Сицилии, сарацины. В Южной Италии с ними помогала бороться византийская армия, изгнала их отсюда, и эти ее заслуги оправдали оживление византийской здесь власти и организацию самостоятельной византийской фемы.

Но утверждение арабов в Сицилии было прочным. Их поселения и влияние здесь удержатся века, постепенно смягчаясь и воздействуя положительно на культуру местного населения, чтобы впоследствии занять видное и влиятельное место в жизни и культуре норманнского образования, а в XIII в. – в культуре государства Фридриха II Гогенштауфена.

Над всеми этими этнографически-культурными движениями и изменениями в X в. в Италии опять поднимается императорская власть с севера, власть Оттонов. Мы знаем, что в годы 951 – 973, 973-980 и 980-1002 три Оттона — I, II, III — утверждали свою «священную империю» в Италии. Все они, заявившие себя политической энергией, воинственной доблестью, рыцарскими качествами, умели завязывать выгодные брачные связи и дипломатические сношения. Оттон I Великий, женившись на вдове итальянского короля Лотаря Адельгейде, стал королем Италии и императором.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *