Византийское влияние в Италии. Феофано

Оттон II блестящим браком с византийской царевной Феофано создал сильное византийское влияние при немецком дворе. Церковное и светское зодчество германского круга конца X в., фрески стен монастырских и соборных, мозаика стекла, убор рукописей отразили византийский стиль и блеск. Его формула воплотилась в знаменитой книге «Schedula diversarum artium» («Компендий различных искусств») Феофила. Ее полный энтузиазма автор, монах или священник, возможно немец (есть предание, что имя его было Роже), много пространствовавший по итальянскому и византийскому югу, так определяет свою задачу: «Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от тебя ничего, что мне известно. Я научил тебя тому, что знают греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы – в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди, в сочетаниях драгоценного и блестящего стекла, какими славна Франция».

Более ста лет давало германскому искусству блеск воздействие эпохи Феофано и прошедшее через Рейн и Дунай влияние странствий иров и англосаксов. Память об этой поре хранит особенно большое искусство монументальных росписей Рейхенау, с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотой красочных комбинаций. Расцвет Рейхенау отодвигает в тень спокойное и более неподвижное искусство Трира, Эхтернаха и Кёльна. Эта живописная монументальная страница стоит в гармонии с не менее интересным расцветом искусства рукописного на всей каролингской периферии, где над книгой совершается неведомая классической древности работа синтеза письма и живописи, где письмо становится «живописным», где картина-миниатюра подчиняется инициалу как определяющей раме.

От этого «византийско-германского века» не один памятник рукописного искусства хранят витрины нашей ГПБ. Ее посетитель будет очарован огромной Библией, где на каждой странице притягивает взгляд многоцветная штопка шелками – в форме цветов и листьев – терпеливых вышивальщиц и где в начале глав на «литом» золотом фоне инициала в сине-зеленой тунике вырастает великолепная фигура пророка.

Такова картина расцвета искусств в Оттоновской Германии. В ту же эпоху нельзя не отметить в ней проявления научной мысли. Оно связано с личностью Герберта.

Связь Герберта с Оттонами не носила того интимного характера, какою он связан с родиной своей, Францией, о чем скажем дальше. Но всегдашний фавор императоров, с одной стороны, с другой – ненависть Герберта к феодальному раздроблению и его вера в принцип империи сделали из них в целом ряде случаев подлинных союзников. Познакомившись с Гербертом, бедняком по происхождению, в 970 г., один из Оттонов (I) сделал его аббатом Боббио, воспитателем своего сына, главным оратором знаменитого диспута по философии в Равенне, другой же – его ученик (II) – архиепископом Равенны, с 999 г. – папой римским под именем Сильвестра – намек на отношения императора Константина и Сильвестра I. Так, ученость и слава Герберта осияли «Оттоновский ренессанс». Но взросли они и развернулись не в Германии. Герберт как культурная оригинальная сила принадлежит Франции и арабской Испании.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *