Павел Диакон. «История лангобардов»

Лангобард родом, любивший называть себя «сыном Варнефрида», Павел получил воспитание в Павии и благодаря хорошей школе рано награжден был титулом «диакона». В какой-то период своей жизни он жил в монастыре Монте-Кассино. Это, по-видимому, было одновременно с двоюродным братом Карла Великого, Адалардом, когда Павел впервые сошелся с ним.

А в 774 г. совершается поход Карла на Италию. Павия взята франками. Лангобардское королевство присоединяется к державе Карла. Оно подчиняется не сразу. В 780 г. происходит возмущение против франкской власти в городе Фриуле, и одними из самых яростных мятежников являются родственники Павла, и особенно его брат. Сурово отношение к ним Карла. Он уводит их в плен на север и пользуется этим предлогом, чтобы склонить на тот же путь знаменитого писателя, которому за его службу при Дворцовой академии подает надежду на помилование брата.

Долгой и разнообразной была эта служба. Павел учит греческому языку царевну, дочь Карла, невесту византийского царевича. Он пишет множество эпитафий, похвал и посвящений каролингским принцессам, умершим и живым. Он пишет «Историю мецских архиепископов» – предков каролингской семьи, и уже в этой коллективной биографии он проявляет себя хорошим историком. Но для этого ему представится более интимно интересующий его повод.

В 787 г. Карл, наконец, считает заслуженными и прощенными вины фриульских мятежников. Из стихотворной переписки между ним и Павлом видно, что в этом году он соглашается отпустить их на родину. И тут обнаруживается загадочная дата и загадочный этап в жизни Павла. Мы отсылаем к специальному нашему исследованию для детального заполнения того и другого. Читатель, пожелающий проследить за нашей аргументацией над одной очень замечательной рукописью нашей ГПБ, которая открывается, несомненно, подлинным письмом Павла, сына Варнефрида, к Адаларду, аббату Корби, согласится с нами: 1) что первые 12 строк этой рукописи – подлинники письма Павла, 2) что писаны они уже в разлуке с Адалардом, 3) на пути из Галлии, 4) на родине Павла во Фриуле, 5) пред лицом родных воспоминаний и 6) наконец что в этот момент оживают все эти воспоминания и встает и определяется мысль написать историю родного города и родной страны. «История лангобардов» только и могла быть задумана и воспоминания собраны в эти месяцы пребывания во Фриуле. Написана же она, очевидно, будет в «молчании» Монте-Кассино, куда Павел окончательно удалится после этого последнего свидания с близким ему миром. Не хроникер, не анналист, Павел являет себя в «Истории лангобардов» совершенно своеобразным писателем. Его повесть замечательна языческой старой сагой о Водане и Фрее, сообщениями о растительном и животном мире Альп, сказаниями о старых лангобардских родах, их героях и женщинах, битвах и передвижениях. Это, конечно, редкий шанс для истории лангобардов, что в момент, когда уже над нею спустился занавес, она нашла еще писателя-патриота, писателя с горячим сердцем и хорошим литературным талантом, который успел уловить и запечатлеть сказание о ней в годы, когда политически она уже была мертва и предание о ней закрывалось туманом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *