Капитулярии

Напряженная духовная деятельность каролингской эпохи сказалась в ее усилиях в двояком направлении: вперед и назад. Она одинаково живо и энергично «рефлектирует», как и «декретирует». Она отражает, осмысляет уходящую историю, она стремится строить планы жизни, нормировать ее – законодательствовать. Как и в предыдущем хронологическом отрезке, мы полагаем правильным предоставить социальным и политическим разделам настоящей книги изучение содержания и каролингского законодательства, во всяком случае, большей части его глав. Здесь, кроме вопроса о формах законодательной деятельности, коснемся специально культурных ее тем. Форма законодательной деятельности в каролингскую эпоху была троякая. Либо то был «закон», постановление, подтверждающее старое положение народной «правды», «присоединяемое» к нему, – legibus addenda, либо то был «капитулярий»: постановление, делящееся на главы (capitula) – capitularium, издаваемое волей государя самостоятельно: per se scribenda. Либо, наконец, то было решение, постановляемое в собрании сановников светских и духовных, имеющем авторитет церковного собора. В главе V описываются состав законодательных собраний, процедура и методы их решений, формы письменного закрепления. Из этого огромного и сложного мира законов, соборных актов и капитуляриев к области каролингской культуры в тесном смысле относится – поскольку нас интересует культура материальная – знаменитый капитулярий «О поместьях», поскольку же выдвигается культура духовная – многочисленные капитулярии о церкви и школе и еще более многочисленные acta conciliorum, соборные акты на ту же тему.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *