Восстановление земли, солнца и луны
После того как вселенная была четыре раза подряд разрушена из-за конфликтов между Тезкатлипоками, эти боги задумались над вопросом, как бы положить конец такому беспорядку. Они встретились в Теотиуакапе, чтобы примирить и согласовать свои притязания и сотворить новый, пятый по счету, век, в котором предстояло родиться современному человеку. Этот пятый век получил имя «Солнце движения», и ему предстояло возникнуть в результате того, что все сыновья дуального бога добровольно принесли себя в жертву.
Прежде всего им нужно было воссоздать землю. Для этой цели они сотворили богиню земли, чудовище, состоящее из одних только глаз и ртов. Двое из Тезкатлипоков превратились в змей и обвили эту богиню, сжав ее с такой силой, что раскололи надвое. Из одной половины они сделали поверхность земли, из другой – небесный свод. Затем боги устроили так, чтобы в качестве компенсации за причиненный богине вред все предметы и существа должны были рождаться от нее. Из ее волос произросли деревья, цветы и травы. Мелкие растения пустили свои побеги из ее кожи. Из ее бесчисленных глаз были созданы ручьи и маленькие пещеры, из ее ртов – реки и большие пещеры. Горы и долины возникли из ее носа и плеч. Так из плоти богини возникло все сущее.
После восстановления земли боги вновь встретились в Теотиуакане, чтобы заняться возрождением солнца и луны, равно как и людей, и всего необходимого для их жизни.
«До тех пор была ночь. Не было еще ни света, ни тепла». Этими словами начинается миф о сотворении солнца в Теотиуакане. Четыре дня боги пребывали вокруг «божественного очага», пытаясь определить, кому из богов следует броситься в пламя и превратиться таким образом в небесное тело, которому предстоит озарять день. Кандидатов было два: дерзкий Текукизтекатль, Владыка Улиток, и скромный Нанауатзин, Прыщавый. Первый из них, жаждущий пышности и славы, совершил жертвоприношение из золотых шипов и перьев птицы кетсаль. Нанауатзин, с другой стороны, скромно совершил обряд покаяния, ритуал, который позднее был воспринят жрецами древней Мексики.
Наконец настал час испытания. Текукизтекатль на глазах у всех богов приготовился к прыжку в пламя. Он сделал четыре попытки, а затем и еще несколько, но каждый раз пугался раскаленных углей. Поэтому боги решили, что теперь настал черед смиренного Нанауатзина. Он услышал приглашение богов и, закрыв глаза, бросился в пламя, которое поглотило его в одно мгновение. Увидев это, Текукизтекатль тоже бросился в пламя, но было уже слишком поздно. Смиренный «Прыщавый» бог, которого пламя поглотило первым, преобразился в солнце, а трусливый и промедливший Текукизтекатль достиг лишь превращения в луну. Теперь на небесном своде появились солнце и луна. Но к великому изумлению богов, они не двигались. II тогда все боги, которые собрались в Теотиуакане, были вынуждены принести себя в жертву, чтобы привести в движение солнце и луну: первое должно было двигаться днем, а вторая – ночью.
В этом акте содержалось зерно, которое много позже проросло в ритуал ацтекских религиозных культов. Если благодаря принесению в жертву богов стали возможными жизнь и движение солнца, то в таком случае лишь посредством принесения в жертву людей, играющих на земле роль богов, могут быть сохранены жизнь и движение солнца и тем самым предотвращен катаклизм, погубивший солнце и человеческие существа, жившие в прежние «эры».