На улицах Резекне. Памятники многонациональной культуры
В 1778 году Екатерина II утвердила первый план города Режицы. Важность городу должен был придать герб, утвержденный в 1781 году, — геральдический щит, разделенный на две части. В верхней — черный двуглавый орел на золотом фоне, как символ единения с Россией, в нижнем — всадник на серебряном поле с красными звездами — символ Речи Посполитой. И все же город оставался захолустным вплоть до 1836 года.
В документе 1808 года рассказывается: «Режица, вообще городишко жалкий. В нем только одна улица; нет ни одного мастерового, никаких ярмарок, ни привоза жизненных припасов; еврей — голова, еврей и бургомистр; жителей там 754 человека, из них 536 евреев…».
К сожалению, еврейское население не создало самобытной архитектурной и художественной традиции. Только иногда удается уловить нечто специфически средиземноморское в каком-нибудь совершенно неожиданном месте. В Резекне сохранилось кое-что от старинного еврейского квартала.
Главным зданием его была синагога — дощатое, прямоугольное, полутораэтажное здание с высокими арочными окнами. Синагога не святилище, а место религиозных собраний: храм мог быть только в священном городе Иерусалиме. По этой причине зданию не подобала роскошь, свойственная церквям. Однако исключения встречаются достаточно часто, но простота данной синагоги была вынужденной. Она объяснялась материальной стесненностью еврейского населения.
Напротив синагоги стоит одноэтажный кирпичный дом с кирпичными наличниками. Таких домов много в местечках бывшей Витебской губернии. В нем некогда размещался еврейский банк. Занятие банковским делом и торговлей считалось делом почетным; для тех, кто не проявлял достаточной коммерческой жилки, оставались ремесла. Возделывать же «землю изгнания» не полагалось. В условиях этих внутренних религиозно-культурных запретов возникли кирмаши.
Кирмаш от ярмарки в современном понимании отличается тем, что его устраивали в дни храмовых праздников (откуда и название, на идише означающее церковную службу), когда с широкой округи съезжались крестьяне, чтобы «отдать Богу богово», поучаствовать в красочных религиозных празднествах, посмотреть мистерию — театральное представление, устраиваемое самодеятельными силами учащихся иезуитских школ, закупить необходимые для хозяйства предметы ремесла, продать свои изделия.
«Ярмарки, — пишет известный краевед прошлого века А. Сементовский, — в Витебской губернии существуют с незапамятных времен. Оно и понятно, ибо было время, когда губерния вела значительный заграничный торг, когда города и местечки, пользуясь магдебург-ским правом, быстро развивали свою торговую деятельность. Вследствие политических событий XVIII века торговля упала…
Начало этих кирмашей, по-видимому, лежит частью в привилегиях бывших церковных братств, которым особыми королевскими грамотами разрешалось в дни храмовых праздников беспошлинно варить мед и пиво. В эти дни после литургии обыкновенно устраивалось народное гулянье, на котором продавались сначала напитки и лакомства, потом — разного рода съестные припасы, и, наконец, мало-помалу—крестьянские хозяйственные изделия, мануфактурные и фабричные товары».
Кирмаш большей частью длился не один день. Начинался в пятницу под вечер и заканчивался в воскресенье, совпадая с 40-часовыми службами церкви. Любопытно, что многовековая традиция кое-где продолжает жить поныне. Подобно тому как англичане считают за правило собираться у родного очага, в доме родителей в рождественский сочельник, так и многие латгальцы съезжаются в родные места в дни древних праздников, храня традицию земли предков.
На центральной площади города, в окружении разросшихся деревьев, стоит православный собор Рождества Богородицы, построенный в середине прошлого века. Возведен он в типичном для провинциальных городов России стиле со всеми особенностями архитектуры то-новской эпохи. По обе стороны храма симметрично возведены часовни, отражающие архитектурные вкусы второй половины прошлого века. Романтичность художественного образа довершает чуть покосившийся газовый фонарь напротив входа в храм. В интерьере любопытна роспись парусов, выполненная на холсте. Так украшались православные храмы на западе Руси до воссоединения с Россией.
За садом, раскинувшимся позади собора Рождества Богородицы, возвышается здание кирхи в знакомом нам по Даугавпилсу псевдоготическом стиле. Разместившаяся в кирхе кинопрокатная контора разделила здание на два этажа, нарушив этим внешний облик церкви. Стрельчатые арки окон частично замурованы и заменены современными типовыми окнами. Городские власти рассматривают вопрос о превращении бывшей кирхи в концертный зал.
За городом в живописном сосновом бору находятся Анчупанские погребения, где покоятся восемь тысяч убитых в годы последней войны. Над скорбным местом возвышается выразительная скульптура Калнынь-Гринберг (1973).