Значение жизни: единство тела и души
Неповторимое достоинство человеческого существа
Уважение, защита и забота, надлежащие собственно человеческой жизни, происходят из ее особенного достоинства. “Среди всего видимого творения он обладает уникальным значением”. Действительно, человеческое существо — “единственное творение, которое Бог восхотел ради его самого”. Все сотворено ради человека. Только человек, сотворенный по образу и подобию Божию (ср. I Быт 1, 26-27), не имеет свою цель и не может ее иметь ни в ком, кроме как в Боге, ради Которого он существует. Только человек является личностью: он имеет достоинство субъекта и значение цели.
Телесная и духовная жизнь
Человеческая жизнь является одновременно и неслиянно телесной и духовной. “В силу своего сущностного единства с духовной душой, человеческое тело не может восприниматься только как совокупность тканей, органов и функций, и не может быть оценено той же мерой, что и тело животных, но оно есть составляющая часть личности, которая через него проявляет и выражает себя”. “Всякая человеческая личность в своем неповторимом своеобразии состоит не только из души, но также из тела, так что в теле и посредством тела достигается сама личность в ее конкретной реальности”.
Глубочайшее единство различных измерений человеческого существа
Всякая операция на человеческом теле “затрагивает не только ткани, органы и их функции, но вовлекает на различных уровнях саму личность”.
Медицинская деятельность никогда не должна упускать из виду “глубочайшее единство человеческого существа в явном взаимодействии его телесных функций, а также и в единстве его телесного, эмоционального, интеллектуального и духовного измерений”. Невозможно отделить “техническую проблему, поставленную лечением определенной болезни, от того внимания, которое необходимо оказывать личности больного во всех ее измерениях. Это необходимо помнить, особенно, когда медицинская наука склоняется к специализации каждой дисциплины”.
Тело — раскрытие личности
Тело как раскрытие личности, в своей согласованности и биологической динамике, является фундаментом и источником возможности морального взыскания. То, что есть и происходит, биологически не небезразлично. Напротив, это важно с этической стороны, так как является указательно-повелительным для поведения. Тело есть типично индивидуальная реальность, знак и место отношений с другими, с Богом и миром.
Невозможно абстрагироваться от тела и возвести душу в критерий и источник нравственности: субъективные ощущения и желания не могут превосходить объективных установлений тела и не соблюдать их. Тенденциозное превосходство одних над другими имеет свои истоки в современной психологизации этики и права, которая выводит дозволенность поведения и вмешательства в сферу жизни из индивидуальных желаний (и технических возможностей).
Внимание к телесной истине
Работник здравоохранения не может пренебрегать телесной истиной личности и оказывать помощь в удовлетворении желаний, как субъективно выраженных, так и законным образом кодифицированных, находящихся в противоречии с объективной истиной жизни.