3. Язык как фактор национального единения

Школа

Иллюстрация Розали Кох, 1874.

Только образованные люди могут быть хозяевами своей судьбы и руководить нацией. До XIX в. существуют различные формы получения образования, доступные, однако, только обеспеченным гражданам. Бесплатность образования сделала его доступным для всех маленьких европейцев; умение читать и писать имеет первостепенное значение. Сегодня язык является фактором единства нации, но изучение иностранных языков ведет к единению.

Центральные власти или державы- завоеватели довольно часто используют какой- нибудь один язык в качестве инструмента унификации. Так, английский язык был насильственно внедрен в кельтских регионах: Уэльсе, Шотландии, Ирландии. Французский язык как средство общения охватывает постепенно все королевство, а потом и Республику. Внутри империи Габсбургов немецкий язык является обязательным для чиновников, а также становится языком императорской армии в Богемии, Моравии, Словакии, Словении и Хорватии. Польша после ряда разделов находится в еще более трудном положении, потому что на ее территории разрешается пользоваться лишь немецким или русским языками. Эта политика насильственного навязывания чуждой культуры ведет к росту национального самосознания, что проявляется прежде всего в возрождении национального языка. Можно считать, что к настоящему времени европейцы смогли в основном преодолеть разделяющий их фактор – языковое разнообразие. Правда, эти наблюдения нуждаются в известном уточнении. Ведь языковое разнообразие, хотя и является препятствием на пути к общению, в то же время рассматривается большинством европейцев как важнейшее культурное наследие.