Из мартиролога аббатства Сен-Сепюлькр (Гроба Господня). Камбре.
Бенедикт Нурсийский, основатель аббатства Монте-Кассино (529), около 540 г. составил Устав, горячим приверженцем которого станет Бенедикт Анианский. Этот Устав распространится при Каролингах и станет основным правилом для бенедиктинцев. Устав призывает к бедности, покорности, целомудрию и повиновению, но также в нем говорится о физическом и умственном труде. Учеником св. Бенедикта был св. Мор; на миниатюре изображен Бенедикт, передающий Устав св. Мору. С этого времени он почитается как патриарх европейских монахов.
Христианство изменило этот экономический порядок. Придав ценность Человеку, независимо от его положения в обществе и благосостояния, перед лицом единого Господа, защитника бедных, христианство способствовало закреплению понятия о равенстве в сознании верующих. Начавшееся после падения Римской империи создание монастырей укрепляет связь религиозного начала с экономическим и социальным. Монастырь, устав которого составляет св. Бенедикт Нурсийский в начале VI в., получает доходы исключительно от того, что производит, а затем выделяет каждому члену общины по равной доле. Впоследствии монастырь принимает у себя тех, кто в этом нуждается, организует за ними уход и создает им условия для отдыха. До XIX в. можно считать, что во всей Европе только религиозные учреждения оказывали социальную помощь благодаря своим доходам. Разумеется, эта помощь не имела таких масштабов, как помощь государства в наше время, но она осуществлялась на деле и была эффективной.
Начало капиталистических отношений связано в XV в. с банками Флоренции и Аугсбурга. Дополнительный импульс они получают с появлением бирж в Антверпене, потом в Амстердаме и вскоре выходят из-под опеки церкви. Возрастающее могущество государств притягивает к европейским дворам крупных банкиров. Последние становятся придворными советниками, к мнению которых прислушиваются. Но до XIX в. вмешательство государства в экономику никоим образом не означает проявления социальной заботы.