Науки квадривия
Более реально стоит вопрос с науками «квадривия». Все тог же насущно-житейский или насущно-церковный смысл имела: наука «счета» – арифметика, прокламировавшая, по замечанию Сперанского, своей целью насаждение «презрения к дням земной; жизни», но, в сущности, ставившая практической задачей «умножение дней этой ненавистной жизни», геометрия с ее практическим смыслом изучения фантастической географии, астрономия с элементами астрологии и практическим приложением к расчетам календаря и «музыка» с приложением ее к церковному cantus. Представляя себя, как и в века VI –VII, «служанками богословия», все эти школьные науки размахивали богословием как «повисшим на верхушке школьного здания флагом». Из мертвой, практической по существу и наивно-идеализирующей по форме внешности долго не могла выбиться школа, тесно связанная с. нуждами церковно-феодального здания, замкнутая его потреблением, работавшая на его заказ, лепившая чиновника и иерея на его потребу, совершенно в той же мере и смысле, как лепила, феодальная действительность помещичью мельницу, виноградную давильню и хлебопекарню. Это было царство церковно-феодального ойкоса, и все, что ему было нужно, «рождалось дома».
И все-таки в отдельных случаях эта замкнутая, лишенная широкого питания латинская школа давала мыслителей и писателей, на страницах писаний которых трепетали крылья мятежной мысли и общественного суда. Мы называли и характеризовали из этой группы марсельского священника IV в. Сальвиана, и здесь назовем епископа Турского Григория. Первый, мы помним, был философом и обличителем, второй – историком и агиографом и тем самым – бытописателем своей эпохи.