Ю. Рыжов. Сакральная фелинология

ВВЕДЕНИЕ

В мозгу моем гуляет важно
Красивый, кроткий, сильный кот
И, торжествуя свой приход,
Мурлычет нежно и протяжно.

Шарль Бодлер, «Кот»

 

Что такое фелинология, все знают [1]. Но что подразумевается под сакральной
(священной) фелинологией? Сегодня большинству людей это непонятно, а ведь наши
предки прекрасно знали, что «кошка таинственна, загадочна и близка ко всему,
что не дано постичь человеку. Она — душа древнего Египта, хранительница легенд
ныне забытых городов Меро и Офира. Она — родственница Царя Джунглей и
наследница тайн зловещей седой Африки. Сфинкс — ее двоюродный брат, и они
говорят на одном языке, но кошка древнее Сфинкса и помнит то, что тот уже
позабыл» (Говард Ф. Лавкрафт, «Кошки Ультара»).

А для нынешнего нерелигиозного человека покажется, наверное, странным само
только совместное упоминание кошек и священного. И это — знак того, что
современная европейская цивилизация уже полностью забыла Священную Традицию и
стоит на краю гибели, подталкивая к ней все остальное человечество.

«Никто и ничто не находится сегодня на своем надлежащем месте. Люди не
признают более никакого подлинно духовного авторитета на собственно духовном
уровне и никакой законной власти на уровне временном и «светском».
Профаническое считает себя вправе оценивать Сакральное, вплоть до того, что
позволяет себе оспаривать его качества или даже отрицать его вовсе. Низшее
судит о высшем, невежество оценивает мудрость, заблуждение господствует над
истиной, человеческое вытесняет божественное, земля ставит себя выше неба,
индивидуальное устанавливает меру вещей и претендует на диктовку Вселенной ее
законов, целиком и полностью выведенных из относительного и преходящего
рассудка. «Горе вам, слепые поводыри!» — гласит Евангелие. И в самом деле,
сегодня повсюду мы видим лишь слепых поводырей, ведущих за собой слепое стадо.
И совершенно очевидно, что, если эта процессия не будет вовремя остановлена, и
те, и другие с неизбежностью свалятся в пропасть, где они все вместе
безвозвратно погибнут» [2].

Но мы можем еще избежать этой гибели, если обратимся к познанию Священного [3]
и того, что стоит за ним: идеям Бытия, Смысла, Истины. Ведь мир построен на
противопоставлении sacrum — profanum, священного и мирского, или, если быть до
конца последовательными — бытия и небытия, поскольку быть, или действительно
существовать, можно лишь тогда, когда знаешь свою дорогу, ведущую к истокам
бытия, туда, где действуют боги, и где все берет свое начало. Только там, в
Священном Времени и Пространстве, мы обретаем себя.

К Sacrum примыкает также введенное К.Г. Юнгом понятие коллективного
бессознательного, понимаемого как врожденный опыт человечества как вида.

«Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие
название архетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни
человека. Они направляют действие человека в определенное русло, в чем-то
схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные
предки…

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших
цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось,
что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем
архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во
времени и в пространстве, что прямой контакт был заведомо невозможен» [4].

И, наконец, в различных современных эзотерических и оккультных теориях широко
используется близкое к Sacrum и коллективному бессознательному (хотя и не
совсем равнозначное) понятие эгрегоров [5].

Но к чему все это? Священное, архетипы… Где же кошки?! Да к тому, что
сакральная фелинология как раз и занимается тем, что объясняет, как благодаря
Кошке (обычно понимаемой как универсальный архетип) человек получает
возможность доступа к Традиции, к Священной Действительности, к подлинному
Бытию! Если мы отвлечемся от различных конфессиональных предрассудков, то
поймем, что благодаря иерофании Кошки («освящению», проявлению присущей ей
сакральной силы) мы можем получить «опыт противопоставления священного
пространства, которое только и является реальным, существует реально, всему
остальному — бесформенной протяженности, окружающей это священное
пространство» [6]. И в нашей небольшой работе мы как раз и рассмотрим на
различных примерах подлинное место кошек в этой Священной Действительности.

Теперь несколько слов об использованной литературе. Были привлечены самые
различные источники — от сверхзаумных научных до банально популярных. Почему?
Потому, что априорное отбраковывание литературы по критерию ее якобы «ненаучности»
— сплошной субъективизм, в самом своем основании ведущий к заведомой
подтасовке фактов [7] и посему не выдерживающий никакой критики. Тугодумным же
ретроградам напомним слова мудреца, изрекшего: «Не спрашивай: кто сказал,
внимай тому, что сказано» [8].

А для вящей солидности приведем эти же слова на благородной латыни:

Non quaeras quis hoc dixerit: sed quid dicatur attende.

Вот! Теперь можно и начинать.

 

КОШКИ И СОБАКИ

Если драка заходит слишком далеко,
кот, не смущаясь, спасается бегством,
тогда как собака будет сражаться
до своей дурацкой смерти.

Уильям Берроуз, «Кот внутри».

 

Неудобно как-то осквернять девственно чистый лист бумаги даже простым
упоминанием о собаках… Мы сказали: о собаках? Нет! о злобных псах, коим не
следует давать святыни (ср. Мф. 6, 6). Ибо «собачье царство — «империя зла»,
авторитарный режим, который подавляет свободу личности и благоговеет перед
грубой силой… Ну что хорошего можно сказать о животном, которое буквально
УМОЛЯЕТ, чтобы его взяли на поводок? Собаки потому так и стелются перед
хозяином, что в глубине души сами себя стыдятся. У наших предков был славный
обычай охотиться в одиночку. Дикие же собаки сбивались в трусливые стаи и,
напав на беззащитного оленя, сперва по очереди изматывали его, а потом все
вместе приканчивали» [9].

Но как же быть с уверениями о том, что кошки и собаки могут мирно уживаться,
что между ними много общего?… Чушь собачья! Если не верите — посмотрите на
объективные различия между кошками и собаками в нижеприведенной таблице [10]:

 

КОШКИ

СОБАКИ

Славятся независимым характером.

Слепо повинуются хозяину.

Вбирают аккуратные коготки.

На ходу громко цокают когтями.

Ловко карабкаются на деревья.

Возле деревьев умеют только задирать лапу.

Держатся с достоинством.

Заискивают перед каждым встречным-поперечным.

Не нуждаются в опеке.

Оставшись в одиночестве, тоскуют и скулят.

Всегда чисты и опрятны.

По запаху напоминают старые подштанники.

Грациозно помахивают гибким хвостом.

Так бешено машут хвостом, что только держись.

Нежно мурлычут.

Пыхтят как паровоз.

Обладают красивыми густыми усами.

Вместо усов топорщат какие-то жалкие мокрые волоски.

Мелодично мяукают.

Непрестанно лают и воют.

Тайком закапывают свой помет, чтобы не пахло.

Оставляют помет где попало — у фонарных столбов, на газонах, за диваном.

Добрейшей души животные.

Кровожадные убийцы.

 

И это — воистину так.

Впрочем, иногда, чувствуя свою правоту, коты могут дать отпор собакам. И даже…

Швейцария, г. Оверне, 1965. «Коты — два серых тигровой окраски и один рыжий,
выпрыгнув из-за придорожных кустов, атаковали довольно крупную собаку,
прогуливавшуюся в компании хозяев — супружеской пары. Дикие прыжки, в том
числе и на спину собаки, привели ее в полное замешательство, а за попытки
отогнать агрессоров хозяйка попала в госпиталь с искусанной ногой. Озверевшие
коты обратили супружескую пару в бегство, но через десяток метров прекратили
преследование и с победными криками исчезли в кустах» [11].

Помнится, дедушка Фрейд говаривал, что желание отождествить себя с каким-либо
конкретным животным (тотемизм) имеет глубокие корни в человеческом
подсознании. Более того: в некоторых обществах тотемизм приобретает форму
религиозного культа. Люди, исповедующие тотемизм, пытаются приобрести
некоторые психические или физические свойства, которыми обладает определенное
животное.

Известный представитель современного шаманизма Кеннет Медоуз так говорит о
животных-тотемах: «Животные обладают ясным осознанием своей миссии и места в
творении. Они действуют с инстинктивной прозорливостью, не отягощенной
интеллектом или моральными соображениями. Таким образом, животные могут
научить человека, как вновь обрести свою целостность — то есть восстановить
осознание своей цели в Творении. Они могут разрушить глухую стену отчуждения,
которая не только изолирует нас от природы, но и делает ее врагами… Тотем или
животное силы — это выражение не конкретного животного, но духовной сущности
вида, поэтому оно обладает огромной силой… Оно увеличивает нашу физическую
энергию; открывает доступ к неистощимому резервуару духовной энергии;
укрепляет нашу решимость; увеличивает сопротивляемость заразным болезням;
обостряет осознанное восприятие и наделяет нас способностью к исцелению и
гармонизации окружающего мира» [12].

Так или иначе, тотемизм — мощнейшая сила, что показывают психологические
исследования личностных различий у владельцев собак и людей, заботящихся о
кошках.

Чтобы не быть голословными, приведем конкретные результаты таких исследований,
проведенных калифорнийскими учеными Элайн и Кидд [13]. Они изучали личности 200
мужчин и женщин в возрасте от 18 до 70 лет, с учетом их субъективных
предпочтений к тем или иным домашним животным. Итак…

В то время как 48% владельцев собак сказали, что они любят маленьких детей,
только 30% любителей кошек сделали это признание [14]. Когда их спрашивали об
отношении к подросткам, 30% «собачников» ответили, что им нравится их
общество, по сравнению менее чем с 15% «кошатников».

Мужчины, владеющие кошками, делали больший упор на «автономию»; они оказались
более независимы и уверенны в себе, чем владельцы собак любого пола. Вместе с
тем, и мужчины, и женщины, держащие кошек, получили более низкие баллы, чем
владельцы собак, когда оценивалась их персональная способность к ухаживанию, а
также желание участвовать в делах и проблемах других людей.

Владельцы собак получили высокие баллы в категории «агрессивность» [15], тогда
как женщины, держащие кошек, были оценены ниже среднего в этой же категории.
Женщины-«кошатницы» также получили мало баллов в категории «доминирование», то
есть они скорее всего не будут просить за себя, и не воспользуются шансами в
бизнесе или профессиональных взаимоотношениях.

Согласно данным этих исследований, люди, предпочитающие кошек, более склонны к
независимости. Это, как правило, свободолюбивые индивидуалы, полагающиеся
исключительно на собственные силы, стоящие несколько особняком от остальных и
предпочитающие не слишком ввязываться в дела других людей. Они более свободны
от ограничений, которые налагает общество на людей, и избегают конфронтаций,
пуская в ход, где возможно, хитрость и всевозможные уловки. Столкнувшись с
враждебностью и агрессивностью, они, вероятнее всего, займут позицию
пассивного сопротивления, выжидая время для выверенной контратаки.

Напротив, владельцы собак имеют тенденцию быть более зависимыми от других и
предпочитают быть вовлеченными в дела и проблемы окружающих. Они более
самоуверенны и встречают проблемы «в лоб» — не уступят ни пяди и будут
сражаться, если им бросить вызов [16]. В большинстве ситуаций они ощущают
потребность доминировать над остальными и бурно реагируют на любую попытку
покушения на их права.

Еще одно интересное наблюдение, как многие любители кошек украшают свой дом
картинками, календарями и статуэтками этих священных существ. Когда психологи
проводили своего рода неформальное обследование иллюстраций кошек и собак в
домах их владельцев, то обнаружили, что «кошатники» примерно в три раза
активнее в этом отношении, чем «собачники» [17].

Для нас же представляет интерес прежде всего то, как точно основные
характеристики личности «кошатников» совпадают с характеристиками самих кошек.
Как сказал известный этнолог Конрад Лоренц, «кошка это не социально активное
животное, она не мой пленник, просто это независимое существо с почти равным
статусом, которому приходится жить в том же самом месте, где живу и я». Эту
тягу к независимости и самостоятельности великолепно выразил Редьярд Киплинг в
своем знаменитом высказывании: «Самое дикое из всех диких животных — кошка.
Она ходит сама по себе и только там, где ей нравится».

Итак: люди, которые любят кошек, зачастую идентифицируют себя с ними до такой
степени, что постепенно проникаются уникальным характером этого животного,
который накладывает отпечаток на их жизнь и взгляды [18].

И почему-то вспоминается высказывание Уинстона Черчилля: «Собаки смотрят на
человека снизу вверх, кошки — сверху вниз, и лишь свиньи — на равных». Вот о
людях-то и поговорим.

 

КОШКИ И ЛЮДИ

Вместо «спасибо» требуй еще.
Чем меньше виляешь перед человеком хвостом,
тем больше он тебя любит.

Второе Правило Кошачьего Преуспевания

Чарльз Платт, «Как стать счастливым котом».

 

Истоки содружества человеки и кошки теряются в песке египетских пустынь. Среди
иероглифических надписей в пирамидах — гробницах фараонов V и VI династий (ок.
2700 г. до н. э.) — встречаются уже и иероглифы со значением «кошка». Названия
кошки в Древнем Египте, по-видимому, были звукоподражаниями — «МАУ» или «МИУ».
Первые изображения кошек в Египте датированы примерно 1800 г. до н. э., а
древнейшие захоронения — концом XV — началом XIV вв. до н. э. Многовековую
давность имеют изображения домашней кошки из Иерихона. При раскопках в
Анатолии (Турция, близ селения Хацилар) обнаружились статуэтки женщин, занятых
кормлением кошек и игрой с ними (6-е тысячелетие до н. э.). Древнейшие
наскальные рисунки этих зверей найдены в Иордании, есть сведения о содержании
кошек в Месопотамии (3-е тысячелетие до н. э.) [19].

В баснях Эзопа (примерно VI-IV в. до н. э.) встречаются первые указания на
появление домашних кошек в Южной Европе. В Римской империи до появления кошек
для борьбы с грызунами применяли змей и ласок, которые при этом не становились
домашними животными. Римские цезари и тираны не терпели кошек при дворе,
поскольку они считались символом любви к свободе, а держали ручных львов как
символ своей власти [20]. Но в обозах легионеров кошка перевалила через Альпы и
попала в Галлию и Германию. А когда римляне завоевали Британию, кошка
появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она была не только
хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у
шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы
и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями
кошек [21].

В Китае делается четкое различение между домашними и дикими кошками. Домашняя
кошка называется «Мао», а дикая — «Ли». И если в Древнем Египте домашняя кошка
представлялась уменьшенной копией льва, то в Китае проводилась аналогия между
кошкой и тигром. Уже в VI в. до н. э. китайцы говорили: «Мао похож на тигра,
но маленький». И Мао, и Ху — тигр, почитаемый святым, считались очень
полезными животными. Тигр Ху заботился о том, чтобы кабаны не опустошали поля,
а кошка Мао защищала хранилища от мышей. Слово «Мао» — звуковое подражание
голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао»
(трава) и «чао» (монстр) — это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле.
Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» —
кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем
рождения часто изображают кошек [22].

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *