Постоянная изменчивость и изменчивое постоянство

Европа не только и не столько географическое понятие. Ведь граница с Азией по Уралу весьма условна, а потому Европа всего лишь небольшая западная часть громадного Евразийского континента.

Далеко не все европейцы помнят древнегреческий миф о дочери финикийского царя Агенора Европе, которую похитил влюбленный Зевс, то ли превратившись сам в быка, то ли послав за ней быка. И все же именно от эллинов пришло понятие «Европа”, которым они обозначали малоизвестную северо-восточную часть своей ойкумены. Европа — понятие и Европа — сущность претерпели в последующем причудливые метаморфозы. В средневековье Европа отождествлялась с христианством. К XIX в. Европа превратилась в регион промышленной революции, в регион наиболее бурного развития науки и техники. Европейское преобладание в развитии человечества длилось ле так уж долго; для XX в. характерны представления о закате Европы, ибо гораздо более динамичные конкуренты обогнали и оттеснили с передовых рубежей Старый Свет.

Несмотря на эти перемены, Европа не только играет важную роль в современном мире, но и сохраняет свою особую атмосферу и присущий ей дух. Несмотря на очевидные различия между Парижем и Москвой, Афинами и Лондоном, Мадридом и Прагой, Европа сохраняет нечто общее, определенное единство — важнейшими его предпосылками и составляющими является общность истоков, судьбы и наследия. Именно эти феномены позволяют трактовать Европу как культурно-историческую общность с единым культурно-генетическим кодом, с характерным самоощущением и самопознанием европейцев.

Общими могучими истоками европейской цивилизации стали наследие Древней Греции и Рима, христанская религия, культура племен древней и средневековой Европы.

Античность оставила европейцам собственное понимание и восприятие Человека; она обозначила такие проблемы, как Человек и Природа, Человек и Общество. Античность заложила основы европейского права, политической культуры и политической практики.

Античный мир пал под ударами варварских нашествий. Варвары в саду античной культуры — такова была юность европейской цивилизации. Именно варварские племена создали предпосылки этнической многоликости Европы, на базе которой сформировались нации и государства.

Трудно переоценить значение христианства для судеб Европы. Пожалуй, никакой другой континент не идентифицировался на некоторое время с одной из мировых религий. Христианство во многом определило и предопределило систему мышления и представлений европейцев, их образ жизни. Даже течения общественной мысли, отвергавшие христианство, противополагаясь ему, вольно или невольно, ориентировались на него и тем самым усваивали нечто присущее христианству. А внутренний напряженный диалог между Верой и Разумом в рамках христианской философии подготовил почву для последующего бурного развития европейской науки нового времени. Конечно, христианство — это не только Европа, но европейскую цивилизацию невозможно представить без христианства и вне христианства. Вместе с теМ и Европа не только христианство; ей свойствен диалог между различными религиями и конфессиями.

Чрезвычайно важны для европейской цивилизации были взаимодействие и взаимовлияние всех этих исходных компонентов, их своеобразный сплав. Его формирование вовсе не было простым и гладким, оно протекало в сложном противоборстве, на различных этапах которого отдельные компоненты иногда брали верх, но при этом не уничтожали другие составляющие, а как бы трансформировали и преобразовали их, продолжая непрерывный внутренний диалог-спор, один из движителей европейских метаморфоз.

Плодотворный диалог шел и между различными регионами и народами континента, по-разному приобщавшимися к основным источникам европейской цивилизации. Так, античное наследие оказывало лишь опосредованное воздействие на Северную Европу, а Юго-Восточная и Восточная Европа усваивали его преимущественно через Византию, существенно трансформировавшую классическую античность.

Необходимо учитывать и неоднородность самой христианской Европы, ее раскол на православную и католическую, а затем еще и выделение протестантизма. Кроме того, имелись существенные различия в социально-экономическом и политическом развитии между Востоком и Западом, Югом и Севером в рамках единой общности. Взаимодействие и взаимовлияние самобытных культурно-исторических регионов характерны для европейской цивилизации, они придавали дополнительный динамизм ее развитию.

В рамках европейского диалога важную роль играла Русь — Россия. С ее экспансией в Азии Россия, будучи частью Европы, стала уже не только ею. Россией европейская цивилизация продвигалась в Азию (вплоть до Владивостока), но и Азия вливалась в Европу. Европа и Россия как бы определяли друг друга. Россия, ставши целым, очертила и ограничила Европу, но и та, в свою очередь, Россией очертила Азию. В XIX в. Россия входила полноправным участником в систему европейских держав, без нее трудно представить и современную Европу ”от Атлантики до Урала”.

Европа не замыкалась в себе, она осуществляла интенсивные контакты с другими мирами: с Востоком, с кочевниками Азии, с арабским миром, Средиземноморьем, Китаем и Индией, а затем и с Новым Светом.

Непрерывный внутренний диалог и широкие внешние связи способствовали тому, что начиная с эпохи Возрождения, со времен великих географических открытий Европа превратилась в самый динамичный континент, в ведущую научную лабораторию, промышленную мастерскую мира. Бурно росли производительные силы. Зарождение и становление капитализма выдвинули Европу в авангард общемирового развития. ’’Какими путями пришла Европа к культуре, как обрела она то достоинство, каким отмечена перед всеми другими народами?” — спрашивал немецкий философ-гуманист И.Г. Гердер. И отвечал: ’’Время, место, потребности, условия, обстоятельства, поток событий — все шло в одном направлении, но обретенное достоинство в первую очередь было результатом бесчисленных совместных солидарных усилий, плодом собственного трудолюбия и прилежания”.

Европейская цивилизация не сумма культур и достижений отдельных стран и народов, а общность иного уровня, базирующаяся на общих истоках, общей системе ценностей, общей судьбе и общем наследии. Взятая в целом, Европа обладает отличительными признаками, по совокупности которых она представляет собой нечто иное, особое — не относительно отдельных частей света, но относительно всего остального мира, не Европы.

Развитие внутриевропейских влияний и обменов в самой разнообразной форме: путешествия, торговля, научные связи, международные отношения и войны — все это привело к формированию общеевропейского цивилизационного пространства с общей судьбой включенных (включившихся) в него этносов и государств. Еще в начале XVIII в. французский дипломат и философ аббат Шарль Ирине де Сен-Пьер писал: ’’Древний союз народов Европы усложнил их интересы и права на тысячу ладов; они соприкасаются в стольких пунктах, что малейшее движение одних не может не задеть других; их расхождения тем более гибельны, чем теснее их связи, а их частные столкновения носят почти такой же ожесточенный характер, какой свойствен гражданским войнам”.

Последующая европейская история дала достаточно доказательств правоты утверждений аббата. Вспомним, какой громадный общеевропейский резонанс имели Великая французская революция и российский Октябрь. Наполеоновские войны или франко-прусская война так или иначе затрагивали интересы большинства европейских государств, а уж две мировые войны втянули в свою орбиту практически все страны и народы Европы.

В процессе исторического развития сложные метаморфозы претерпевала сама Европа. От античного средиземноморского очага — к христианскому миру — к разломам и новому облику эпохи Возрождения — к системе европейский государств — к экономическому и политическому преобладанию в мире — к закату Европы — к поискам нового места в современном мире. При всех этих глубоких изменениях Европа сохраняла свою идентичность. Наверное, способность трансформироваться не утрачивая идентичность (впрочем, тоже эволюционирующую) есть одна из важнейших характеристик Европы. Понять это меняющееся постоянство и постоянную изменчивость — значит приблизиться к более полному осознанию самой сути европейских метаморфоз.

Рассмотрение парадигм и путей развития Европы приобретает особое значение сейчас, когда Старый Свет стремится обрести новую идентичность, найти собственное место во взаимозависимом и противоречивом современном мире.

Ныне Европа уже не обладает ни политическим преобладанием в мире, ни наиболее передовой технологией. Ведущие европейские державы утратили свои колониальные и полуколониальные владения. В мире растет стремление к отрицанию системы европейских ценностей и европейского опыта. Демографические оценки свидетельствуют о неуклонном изменении ситуации не в пользу европейцев. Да и в самой Европе заметно меняется состав населения в связи с потоком иммигрантов из других регионов и частей света. В глобальных масштабах Европа сталкивается с перспективой превратиться в небольшую провинцию.

Так что же остается европейцам? Думается, немало.

В условиях кризиса современной цивилизации новый смысл обретает сформировавшийся на европейской почве гуманизм. Гуманистический идеал человека, представление о достоинстве и совершенстве личности вошли в плоть и кровь европейской культуры. Человек был и остается средоточием, нервным центром в европейской системе ценностей. Само понимание Человека претерпело сложную эволюцию: богоподобный человек античности — избранное создание Бога христианского средневековья — богоравный индивид Ренессанса — свободная личность нового времени. Однако в цивилизационном развитии присутствовал общий знаменатель: Человек как высшее создание Бога или Природы, Человек как вектор общественного развития. В современных условиях, когда оказались несостоятельными как бездушное ’’общество потребления”, так и попытки насилием и пренебрежением к индивидууму создать некое якобы идеальное общественное устройство, обращение к обновленному гуманизму представляется плодотворным и перспективным. Либо гуманизм станет в XXI в. основным ориентиром, по которому человечество станет прокладывать свой курс, либо его ждут новые гигантские катаклизмы.

Громадной ценностью всех европейцев является их общее наследие, накопленное веками совокупных усилий. Речь идет, конечно, не о какой-то сумме памятников архитектуры, живописи, литературы, музыки — всего того, что обычно обнимается понятием европейская культура. Возможно, более важны присущий европейской цивилизации дух диалога, полифоничность. Громадный опыт внутрицивилизационных контактов и взаимодействий является чрезвычайно ценным для современного разнородного, но взаимосвязанного мира. Именно Европа может стать лабораторией по сохранению, возрождению и обновлению демократии. Ведь именно в Европе в наибольшей степени удалось создать социальные гарантии для индивидуума, сформировать наиболее развитое социальное государство. Призвание Европы состоит в том, чтобы сохранить достижения прошлого и использовать их для подготовки к будущим трансформациям в развитии человечества.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *