Духовный и исторический смысл титула Всероссийского Патриарха

Я остановлюсь на нескольких моментах темы, одни из которых достаточно освещены в истории, другие оставлены в пренебрежении, и в том и другом случае, исследуя проблему, мы должны использовать новую методологию научного поиска и подойти к этим аспектам в том актуальном их значении, которого требует наше время и время будущее.

Итак, тезис первый, касающийся факта установления Российского Патриаршества. Здесь существуют полярные позиции. Одни исследователи усматривали в установлении Патриаршества знак духовного развития Русской Церкви, видели в этом ее высокое предназначение, воплощенное в идее ’’третьего Рима”, а четвертому, как известно, не бывать. Эта позиция не естественно безупречна. Другие же усматривали во введении института Патриаршества чисто политический аспект, и даже более того, снижали эту историческую акцию до уровня вульгарной коммерческой операции: якобы титул Российского Патриарха был куплен за меха и прочие благодеяния, которые оказывал Российский престол бедствующим Церквам Востока.

Как бы ни было привлекательно — с точки зрения мирского самолюбия — рассматривать первую концепцию именно как высокое признание достоинства Русской Церкви, нужно быть духовно трезвым и не только самокритично, но и просто по-христиански сознающим историческое предназначение Русской Церкви, не доводя эти представления до уровня гиперболы. Хотя, как я полагаю, действительно Русская Православная церковь имеет особое предназначение. Знакомясь с историческими материалами в далекой ретроспективе доапостольских времен, критически оценивая исторические пути развития религиозности различных христианских исповеданий и христианской цивилизации в целом, размышляя о современном положении Церкви, мы не можем не признать, что да, действительно, у Русской Церкви свой особенный путь. Это, я думаю, прекрасно выражено одним из величайших русских поэтов Тютчевым: ’’Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить”. По-видимому, Русская Церковь и представляет собой тот стержень исторического пути Руси и России, где вера является критерием и определяет основные параметры ее исторического развития. Необходима большая и глубокая работа по постижению исторического пути и Русской Церкви, и нашего Отечества в целом. В этом свете признание Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриархом всея Руси и всех Северных стран является не случайным, а духовно и исторически закономерным актом. Что касается вульгарной концепции о политическом и коммерческом значении приобретения титула Всероссийского Патриарха, я не стал бы на эту тему полемизировать, ибо мы не должны снижать духовные процессы до уровня купли- продажи.

Второй тезис коротко можно назвать — ’’титулование, Московского Патриарха”. По-видимому, при присвоении того или иного титула учитывалась традиция, в силу которой в ней запечатлевалось разделение экумены (или ойкумены), которое соответствовало Птолемеевой географии. В титулах Святейших и Блаженнейших Патриархов Востока всегда присутствовали названия тех географических областей, в которых звучала апостольская проповедь: например, титулы Патриархов Антиохийского, одного из первых епископов Древней Церкви, и Александрийского. В его полном титуле перечисляются города Десятиградия, известных к тому времени африканских территорий, всей Африки в целом, а также присутствует весьма цветистое приложение — ’’Тринадцатый апостол” и ’’Судия Вселенной”. Эта прерогатива ’’Судии Вселенной” сохраняется за Патриархом Александрийским до последних дней. Так, когда возник спор в Кипрской Православной Церкви о возможности совмещать титул Предстоятеля Кипрской Православной Церкви и президента республики в лице Архиепископа Макария, то разрешал его именно Патриарх Александрийский.

Таким образом, в титул Патриарха включились не только географические названия мест апостольской проповеди, но и особые полномочия Предстоятеля той или иной Церкви. По этой логике, в титул может входить и название территорий, связанных с каким-либо значительным событием в духовной жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в титулование Московского Патриарха были введены названия таинственных гиперборейских стран, богатых мехами и рыбьим зубом, т.е. бивнем мамонта, и чем-то таким, что пока еще неизвестно. Из этих стран в течение полутысячелетия шли русские острогрудые струги, а до этого отряды викингов, которые колонизовали северные просторы и даже ледяную Гренландию и доходили почти до самого Северного полюса. Таким образом, гиперборейские страны привлекали взор Востока как нечто приносящее не только зимние холода и бури, но и таящее какие-то глубокие тайны, неведомые цивилизованному христианскому миру. Поэтому именно сюда и простерся промыслительный взгляд Восточных Патриархов. Духовная интуиция древних Восточных Патриархов и Патриархов XVI в. при учреждении титула Московского Первосвятителя простиралась в глубь этой неведомой северной страны, потому что именно оттуда они ждали каких-то новых свершений, оттуда, из страны молодых народов, они надеялись получить приток новых сил в зрелое христианство Востока. Это была страна еще неясных возможностей, проявившихся много веков спустя. Страна, которая сейчас представляет действительно ту историческую деятельность, активность которой еще не реализовалась полностью. Во всяком случае, именно здесь, в наших северных странах, родились идеи нейтралитета, разоружения и именно здесь решаются многие вопросы социальной справедливости. Я имею в виду ряд Скандинавских стран, которые в поисках новых путей невероятно быстро, на протяжении менее чем 100 лет, совершили колоссальный социальный скачок. Таким образом, северные страны — это страны глубочайших и еще неведомых нам возможностей. И именно Патриарху Московскому поручено духовное молитвенное предстояние об успехе тех уже начатых, но еще не завершенных процессов развития нашей христианской цивилизации.

Третий тезис о понятиях ’’Русь” и ’’Россия” в титуле Московского Патриарха. Он претерпел некую трансформацию во времени. Как известно, в Русской Церкви восстановление Патриаршества происходило как бы дважды: первый, основной шаг был сделан в декабре 1917 г.; когда был избран Святейший Патриарх Тихон. В то время Российское государство, переживая революционные изменения, дробилось на части. Тогда Всероссийский Патриарх должен был стать символом единения всей огромной многонациональной Русской Церкви. В первые осенние месяцы 1917 г. под влиянием некоторых заметных светских личностей высказывалась довольно резкая позиция, что Русской Православной Церкви Патриарх не нужен, достаточно сохранить парламентскую структуру ее возглавления. И часть отцов собора заколебалась. Тогда было принято мудрое решение: поехать в Троице-Сергиеву Лавру и там у гроба Преподобного Сергия обновить иссякающие духовные силы. После паломничества выступил Иларион Троицкий, или как его тогда называли, Иларион Великий, известный богослов. Его речь называлась ’’Зачем нам нужен Патриарх”. Собор единодушно, не возобновляя дискуссии, решил, что избрание Святейшего Париарха должно состояться.

В последующие годы, после долгого перерыва, как бы продолжением этого процесса явилось введение в сентябре 1943 г. патриаршего местоблюстительства. Именно тогда в кругу маститых богословов, которым мы по юности возраста с благоговением внимали и драчливо вступали в тот или иной вопрос дискуссии, довольно остро обсуждалась правомерность употребления в титуле Московского Патриарха именования ’’Россия” или ’’Русь”. Титул ’’Святейший Патриарх Московский и всея Руси” имел подтверждение в XVII в. В частности, Патриарх Адриан именовался ’’Патриархом всея Руси”. Тогда же был введен в обиход и термин ’’Всероссийский Патриарх”. Таким образом, дискуссия перешла к решению вопроса, что же такое ’’Россия” и ’’Русь”. И вот тогда вновь возобладал термин ’’Русь”.

Современное сознание четко определяет, что Россия — это географическое понятие, а Русь — духовное. Именно Святая Русь одинаково объемлет и Великую, и Малую, и Белую Россию, и Червонную Русь, а также то зарубежье, которое насчитывает несколько миллионов наших сограждан, сохранивших свою русскость и уже растворившихся в иноязычной среде. Это тоже Святая Русь, если они держатся устоев Святой Русской Православной Церкви. Тогда становится понятен термин ’’Святейший Патриарх Московский и всея Руси и всех Северных стран”. Здесь мы имеем дело с той духовной исторической данностью, которую, я уверен, мы должны не только сохранить, но духовно и рационально осознать в наши дни; пережить в себе ее смысл как высокую духовную ответственность в той исторической миссии, которая возложена на Русскую Церковь во времен благословения, данного ей апостолом Андреем в глубине апостольского века. Это благословение пришло через второе рождение равноапостольной Ольги и внука ее равноапостольного князя Владимира, через труд учителей Словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, через кровь многих исповедников, просветителей, блаженных, преподобных и юродивых и через тот русский, славянский гений, который сумел создать на стыке двух континентов — Европы и Азии — богатейшую христианскую цивилизацию, духовно питающую не только тех, кто входит в юрисдикцию Святейшего Патриарха Московского, но и весь цивилизованный мир, ибо те идеи, которые были заложены в русское самосознание, которые выражены классиками русской литературы, создателями бессмертных образов церковной иконописи, музыки, зодчества, составляют неистлевающий фонд общей христианской культуры, находящейся сейчас в кризисном состоянии.

Несколько лет назад прошла большая международная конференция — Глобальный форум, посвященный экологии и сохранению жизни человечества. Акцент на этом форуме, несмотря на присутствие большого числа физиков, химиков, экологов, технологов, политиков, был сделан преимущественно на духовной стороне жизни и деятельности человека. Глобальный форум включал в себя две секции: религиозных лидеров и парламентариев. Знаменательно, что внимание прессы и общественности привлекла работа именно духовных лидеров, они как бы определили лицо и содержание этого форума.

Природа, жизнь человеческая, жизнь планеты находится в опасности. Нам отпущено 10 лет, а может быть, и меньше. Футурологи рассчитывают сроки, когда иссякнут запасы пресной воды, когда иссякнут запасы кислорода и прекратится поступление его от лесных массивов, когда дыры в озоновой среде окажутся уже непоправимыми. Это случится, по их прогнозам, к 2050 г., когда численность населения достигнет 10 млрд человек. Поэтому именно духовной сфере придается сейчас чрезвычайное значение и внимание. Только подняв духовный уровень, мы можем рассчитывать на спасение планеты.

За семь лет, отпущенных нам сейчас до начала третьего тысячелетия нашей христианской европейской цивилизации, я предлагаю сосредоточить наши силы на систематизации исторического знания. Необходимо, чтобы каждая христианская конфессия и каждая религия создали как бы общий свод духовных знаний. Работая самостоятельно, представители всех конфессий вместе с тем имели бы в виду сознание совместного энциклопедического труда. В него вошли бы все направления и виды человеческой мысли, все виды искусств, все направления философии, идеалистической и материалистической, религиозной и арелигиозной. Я думаю, семилетний срок дан нам не только для сохранения жизни на Земле, но и для того, чтобы мы подвели итоги, что же человечество сделало за 6,5- 7 тыс. лет своего бытия и что мы сделали за 2 тыс. лет своей европейской христианской цивилизации.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *