2. Образованный европеец

Георг Фридрих Гендель родился в Германии, в г. Галле.
В 1703 г. он приезжает о Гамбург и представляет свои первые итальянские оперы. Успех опер обеспечивает ему поддержку Джованни Гастона де Медичи, который увозит его в Италию. Игра на органе и на клавесине приносит ему славу и титул капельмейстера в Ганновере (1710 г.). Но там он остается недолго и вскоре переезжает в Англию по приглашению лондонской интеллектуальной элиты. С этого времени он почти не выезжает за пределы Англии.
В 1726 г. принимает английское подданство.

В Древней Греции приобщение к культуре осуществлялось путем изучения трудов философов, писателей и художников. В эпоху Александра Македонского усилилось влияние Востока на греческую культуру. В Риме грамотный человек должен был овладеть этим культурным наследием. Греческий язык и культура становятся частью римской системы образования и изучаются во всей Империи.

В средние века изучение латыни является обязательным для каждого образованного человека у всех христианских народов, находившихся под властью папы римского. Преподавание в университетах ведется на латыни; преподаватели и студенты могут переходить из одного европейского университета в другой для совершенствования своего образования. Западная европейская культура является в тот период латинской и христианской. Начиная с XVI в., несмотря на подъем национального самосознания и постепенное вытеснение латыни национальными языками, образованный человек остается вплоть до XVIII в. в основном европейцем.

В связи с ростом и утверждением национализма в XIX в. удельный вес общего наследия в системе образования уменьшается. Вся история рассматривается как национальная история, и какие при этом бывают споры! Из-за Карла Великого ведут полемику французы и немцы; Жанна д’Арк и Наполеон становятся символами борьбы между Францией и Англией; Италия заявляет о своих правах на художников и почти сводит на нет разорванную историю своих многочисленных соперничавших городов. Можно привести бесчисленные примеры переписывания национальной истории в пользу знаменательных событий или своих героев за счет тех, кто может показаться чужим для данной национальной общности.

После второй мировой войны, по мере того как на Западе образуется ЕЭС, а на Востоке происходит советская интеграция, культура принимает интернациональный облик, разумеется, с различными целями и использованием различных средств по ту и по другую сторону «железного занавеса».

В возрасте шести лет Моцарт уезжает из Зальцбурга в свою первую концертную поездку по Германии, Австрии. Франции. Англии, Голландии.
В Лондоне этот «чудо-ребенок» берет уроки у Иоганна-Христиана Баха, а в Париже – у клавесиниста Ж. Шоберта. Затем возвращается в Зальцбург, где учится у Гайдна, а потом отправляется покорять Италию. Он трижды приезжает туда и каждый раз очаровывает публику. Второе возвращение в Зальцбург, а потом опять гастрольная поездка с матерью в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Париж.
В 1779 г. он вновь занимает в Зальцбурге место придворного капельмейстера. Отношения с архиепископом становятся невыносимыми, и Моцарт уезжает в Вену, на этот раз навсегда.

Но кто может оспорить сегодня, что произведения итальянца Данте, голландца Спинозы, испанца Сервантеса, англичанина Шекспира, француза Декарта, немца Гете, русского Достоевского, ирландца Джойса, норвежца Ибсена, португальца Камоэнса и многих других являются частью знаний, приобретенных любым образованным человеком в Европе?

Начиная с XVI в. европейская культура выплеснулась за географические границы Европы. И в то же время она обогатилась за счет притока извне. Европа распространила повсюду свои верования, свои языки, свой образ жизни, но она же получила взамен иные навыки, иные формы выражения искусства. И разве европеец не ощущает себя в большей степени, чем кто-либо другой, гражданином мира? Разделяет ли он это чувство с американским народом? Не стал ли европейский «образованный человек» уже западным «образованным человеком»?