1. Основы европейского духа

Демократический идеал, основанный на убеждении, что общее счастье является результатом активного участия гражданина в общественной жизни, пришел к нам от древних греков. Конечно, в античной Греции этот идеал имел отношение лишь к части населения, но постепенно, за два с лишним тысячелетия, он распространился на все социальные категории. Демократический дух развивался также и из собраний «свободных людей» у германских народов; воля племени уравновешивала власть вождя в мирное время. В 1762 г. французский философ Жан-Жак Руссо в «Общественном договоре» выдвигает идею абсолютного суверенитета, неделимого и неотчуждаемого от народа как носителя политического волеизъявления. В дальнейшем на Западе демократия постепенно находит свое выражение в форме парламентского представительства, гарантируемого свободными выборами.

Цивилизация во славу богов

Храм Геры в Посейдонии (совр.Пестум). Южная Италия. V в.до н.э.

Греческая цивилизация навсегда увековечила себя в многочисленных сооружениях, скромных в самой Греции, но гигантских и роскошных за ее пределами, в Южной Италии и на Сицилии. Этот храм Геры, называемый иногда храмом Посейдона, свидетельствует о безмерных амбициях его создателей и исключительной суровости дорического стиля.

В древности, по мере того как утверждалась греческая демократия, молодое римское общество укрепляло то, что впоследствии оно передаст Европе, а затем и всему миру: идеал закона и писаного права. Упрочив отношения между различными общественными властями, Рим создает новые ценности, которые лягут в основу европейского мышления. Конституционный дух появился как результат совпадения res publica и политических традиций Северной Европы. В XVII и XVIII вв. англичанин Локк и француз Монтескье придают ему современное звучание, разделив законодательную, исполнительную и судебную власть.

Постепенно право, закрепленное письменно, распространяется на все действия, объектом которых являются частные или общественные дела. Письменный договор приходит на смену обычаю и защищает от произвола. Из Рима идеал права распространяется на всю Европу, а затем и на остальной мир.

К демократическому идеалу, а потом и к идеалу права, введенного законом, Европа добавляет идеал индивидуальной свободы. Уже христианство, связав человека с Богом и объявив: «Иисус – Бог в облике человека», – привносит личностный элемент в судьбу каждого. Спасение как высшее счастье не является всеобщим. Оно может быть сугубо индивидуальным. Христианский дух, отвергающий связь между успехом человека и его рождением, богатством, социальным положением или славой, ориентирует человека на поиски счастья в согласии с его совестью. Этим самым была создана новая картина мира, в которой европейцы должны будут узнавать себя.

Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! Мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов… Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок; ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я пришед получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

Евангелие от Луки. 19: 12–25.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВО СЛАВУ ХРИСТА

Паре-ле-Моньяль, собор Сакре-Кер.

Христианское усердие проявилось в шедеврах каменной постройки. Собор Паре-ле-Моньяль, возведенный в кратчайшие сроки с 1090 по 1110 г. по велению св. Гюго, великого клюнийского аббата, является тому ярким примером. Этот собор – настоящая жемчужина романского стиля бургундской школы. Выразительность достигается устойчивым равновесием многоступенчатого здания. В месте пересечения трансепта с продольными нефами возведена восьмиугольная колокольня, которая взмывает вверх на высоту 56 м.

Благодаря возрождению античности в XV в., образованные люди осуществляют в рамках гуманистического движения синтез греко-римского наследия и христианской мысли. Они впервые признают себя европейцами. Появляется демократический идеал справедливости, регулируемый законом и правом, идеал всеобщего равенства и идеал личного счастья, основанного на индивидуальной свободе. Эти основополагающие ценности были теоретически разработаны в трудах английских, а затем и французских философов в эпоху Просвещения. В 1774 г. Дидро заявляет: «Я хочу, чтобы общество было счастливо, но и мне самому хотелось бы быть счастливым».

В Европе постепенно формируется убеждение, что общество должно гарантировать основополагающие свободы. Осуждаются пытки и рабство. С 1764 г. флорентиец Чезаре Беккариа выступает за отмену смертной казни и за введение более мягких наказаний. Отмеченная тенденция реализуется в конце концов во «Всеобщей Декларации нрав человека», принятой ООН в 1948 г.

Монтескье

Об английской конституции

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами гражданского права.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы временные или постоянные и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир. посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступников…

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц.

Многие народы восприняли описанные ценности. Кроме того, европейская цивилизация растворяется сегодня в том, что можно назвать западной цивилизацией, к которой относятся и народы европейского происхождения, на каком бы расстоянии они ни находились от Европы, будь то в Австралии или Америке.