Binetti.ru

Искусственное рождение

Хартия работников здравоохранения. Папский совет по апостольству для работников здравоохранения. Ватикан - Москва, 1996.

Своеобразие человеческого рождения

Применение к человеку биотехнологий, вь веденных на основании оплодотворения животных, дают возможность разного рода вмешательству в деторождение человека, поднимая тем самым серьезные вопросы о нравственной дозволенности. “Различные техники искусственной репродукции, которые, казалось бы, должны служить жизни и нередко используются с этой целью, в действительности открывают доступ новым посягательствам на человеческую жизнь”.

Этический критерий оценки отмечен в данном случае своеобразием человеческого рождения “происходящего из самобытности человеческой личНости”. “Передача человеческой жизни доверена природой личному и сознательному акту, подчиненному премудрым законам Божиим, ненарушимым и неизменным, которые всеми должны признаваться и соблюдаться”. Таким личным актом является интимный союз любви супругов, которые, целиком отдавая себя друг другу, даруют жизнь. Это есть единый и неделимый акт, одновременно соединяющий и воспроизводящий, супружеский и родительский.

Этот акт – “выражение взаимного дара, который, по слову Св. Писания, воплощает этот союз “в единую плоть” – является центром и источником жизни.

Дар Божий и плод супружеской любви

Человеку не дана свобода непризнания и пренебрежения значением и ценностью, присущими человеческой жизни с самого ее зарождения. “Поэтому недопустимо пользоваться средствами и следовать методам, которые могут быть дозволены при передаче жизни у растений и животных”. Достоинство человеческой личности требует, чтобы она обретала свое существование как дар Божий и плод супружеского акта, непосредственного и особого акта соединительной и воспроизводящей любви супругов, акта, который по самой своей природе оказывается незаменимым.

Помощь, и никогда – подмена супружеского акта

В области деторождения всякое средство и медицинское вмешательство должно иметь функции помощи и никогда замены супружеского акта. Действительно, “врач находится на службе человека и человеческого деторождения: у него нет прав ни распоряжаться ими, ни решать за них. Медицинское вмешательство уважает человеческую личность, когда оно нацелено на помощь супружескому акту... Напротив же, порой оказывается, что медицинское вмешательство заменяет собой супружеский акт...: в этом случае медицинский акт не является направленным на службу супружескому союзу, как то должно было бы быть, но присваивает себе детородную функцию и тем противоречит достоинству и неотъемлемым правам супругов и ожидаемого ребенка”.

Рождение, ассистируемое в лоне брака

“Не обязательно запрещать употребление таких искусственных средств, которые предназначены исключительно для облегчения естественного акта, либо для достижения непосредственной цели естественного акта, совершенного при нормальных обстоятельствах”. Это случай гомологичного искусственного осеменения, то есть совершенного внутри супружеской пары семенем супруга, когда оно получено посредством нормального супружеского акта.

«Нет» – гомологичному FIVETE

Непозволительно применение гомологичного FIVETE (фр. Fécondation in vitro et le transfert d'embryons – «оплодотворение in vitro (в пробирке) и перенос эмбриона», тж. ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение), поскольку зачатие происходит не как исполнение супружеского акта – “плода супружеского акта, особо присущего любвй супругов”, – но извне: in vitro с помощью технических специалистов, определяющих его условия и принимающих решение о его осуществлении. FIVETE отвечает не логике “дарения”, которая определяет рождение человека, но логике “производства” и “господства” над объектами и результатами. В этом случае ребенок рождается не как “плод” любви, но как лабораторный “продукт”.

“Само по себе” FIVETE “осуществляет разделение действий, направленных на оплодотворение человека в супружеском акте, “акте нераздельно телесном и духовном”. Оплодотворение совершается помимо тела супругов. Оно не является ни достигнутым, ни позитивно желанным как выражение и плод особого акта супружеского союза, но как “результат” технического вмешательства. Человек “более не рассматривает жизнь как щедрый дар Божий, как “священную” реальность, доверенную его ответственности и, следовательно, его любящей заботе и “поклонению”. Сама жизнь становится просто “некоей вещью”, которую человек оспаривает как свою собственность, всецело подчиненную его контролю и манипулированию”.

Отличие желания ребенка от права на ребенка

Желание ребенка, сколь бы искренно и сильно оно ни было со стороны родителей, не оправдывает применение технических приемов, противоречащих истине человеческого рождения и достоинству нового человеческого существа.

Желание ребенка не является изначально никаким правом на ребенка. Он – личность с достоинстввом “субъекта”, поэтому его невозможно желать в качестве “объекта” права. Ребенок скорее субъект права: права ребенка быть зачатым в полном уважении к своему бытию личности.

Факторы, отягощающие оплодотворение in vitro

Помимо этих доводов, присущих достоинству личности и его зачатия, условия и последствия, относящиеся к тому способу, которым гомологичное FIVETE сегодня осуществляется, также способствуют тому, чтобы сделать его морально недопустимым.

Оно в действительности достигается ценой многочисленных потерь эмбрионов – потерь, которые являются искусственными абортами. Кроме того, оно может повлечь за собой замораживание, то есть прерывание жизни так называемых “избыточных эмбрионов”, и часто их гибель.

Неприемлемым является осеменение “post mortem”, то есть с помощью семени, в котором поддерживается жизнь, но которое взято от умершего супруга.

Речь идет о факторах, отягощающих технический способ, уже сам по себе являющийся нравственно недопустимым и остающийся таковым даже и без них.

Этическая негативность гетерологичного FIVETE

Гетерологичные техники “отягощены” “этической негативностью” зачатия, отделенного от брака. Применение гамет человека, внешнего по отношению к супругам, противоречит единству брака и верности супругов и ущемляет право ребенка быть зачатым и появиться на свет в браке и от брака. “Рождение в этом случае выражает... собственно желание или непосредственно намерение иметь ребенка “любой ценой”, и не потому, что оно означает всецелое принятие другого и, следовательно, открытость богатству жизни, которое представляет ребенок”.

Такие технические приемы на самом деле пренебрегают совместным и единым призванием супругов к отцовству и материнству – “стать отцом и матерью только друг через друга” – и вызывают “разрыв между генетическим родительством, родительством по беременности и ответственностью за воспитание”, который отражается из семьи на обществе.

Дальнейшим поводом к делегитимизации и превращению в товар является евгеническая селекция гамет.

«Нет» — искусственному оплодотворению незамужних и живущих в сожительстве женщин

По тем же причинам, отягощенным отсутствием брачных уз, морально неприемлемым является искусственное оплодотворение незамужних и живущих в сожительстве женщин. “Тем искажается и подменяется первоначальное содержание человеческой сексуальности, и два значения, соединяющее и воспроизводящее, присущие самой природе супружеского акта, искусственно разделяются: таким образом, этот союз оказывается преданным, и способность к оплодотворению подчинена прихоти мужчины и женщины”.

«Нет» – “суррогатному материнству ”

Равным образом противоречит достоинству женщины, единству брака и достоинству рождения человеческой личности “суррогатное” материнство.

Имплантация в матку женщины генетически чуждого эмбриона или же оплодотворение ее с намерением передать ожидаемого ребенка заказчику* означает отделение беременности от материнства, сведение его к инкубации, неуважительной к достоинству и праву ребенка быть “зачатым, выношенным в лоне, принесенным на свет и воспитанным собственными родителями”.

Принятие жизни как дара Божиего

Осуждение нравственной недозволенности ясно касается тех способов, которыми достигнуто оплодотворение человека, но не плода этих технических приемов, который всегда является человеческим существом, принимаемым как дар благости Бога и воспитываемым в любви.

Следующие способы находятся в противоречии с достоинством эмбриона

Технические приемы искусственного оплодотворения могут сегодня открыть путь для попыток или проектов оплодотворения между гаметами человека и животных, вынашивания эмбрионов в утробе животного или в искусственной утробе, бесполового размножения человеческих существ посредством разделения двойни, клонирования, партеногенеза.

Подобные приемы противоречат человеческому достоинству эмбриона и рождения, из-за чего они должны быть признаны нравственно предосудительными.

Свидетельство должного уважения к самобытности человеческого рождения

Медицина, направленная на целостное благо человека, не может абстрагироваться от этических принципов, которые руководят человеческим рождением.

По этой причине необходим “настоятельный призыв” к медикам и исследователям дать “наглядное свидетельство должного уважения к человеческому эмбриону и достоинству рождения”.

Служение целостности и психофизическому благополучию человека

Медицинское служение жизни сопровождает жизнедеятельность человека на протяжении всего его земного существования. Оно становится защитой здоровья, содействием ему и заботой о нем, то есть заботой о целостности и психофизическом благополучии человека, в котором жизнь “обретает плоть”.

Это служение основано на достоинстве человеческой личности и на праве на жизнь и выражается, кроме того, в профилактике, терапии и реабилитации, а также в заботе об общем здоровье человека.

От зачатия до естественной смерти

Эта ответственность связывает работника здравоохранения обязательствами в служении жизни, которая длится “от своего первоначала вплоть до своего естественного конца”, то есть “с момента зачатия до смерти”.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *