Художественно-стилистические особенности рукописей

Художественное и технологическое единообразие иллюминованных рукописей не дает возможности говорить об индивидуальности определенного мастера-миниатюриста. Можно судить лишь о стиле, в котором выполнены те или иные группы рукописных памятников и отдельные кодексы.

В ряду условностей, подчинявших себе искусство художников XIII века, важную роль играл черный контур, ограничивающий все изображения — человеческие фигуры, элементы пейзажа, архитектуры, орнамента и т. п. К концу столетия этот контур стал терять свою жесткую определенность. Примерно к 70-м годам изменились пропорции человеческих изображений: из приземистых фигурок с большими ступнями и ладонями, с крупной головой они превратились в стройные, удлиненные силуэты с маленькими головками, соразмерными конечностями. Ярче стал проявляться и характерный готический изгиб фигур. Изменился способ драпировки: ранее персонажи были одеты в одежды и плащи, собирающиеся в мельчайшие многочисленные складки. Эти складки изображались с помощью контрастной светотеневой проработки. Они следовали движению тела, иногда совершенно абсурдного с точки зрения анатомии. Постепенно к середине XIII века во французском (и английском) иллюминировании многочисленные мелкие складки сменились редкими и тяжелыми, отвечающими плавным движениям и ракурсам персонажей миниатюр. Характерной особенностью многих композиций сделался плавный ритм; была изжита романская резкость в постановке фигур либо, наоборот, их статичность и иератичность. Жесты постепенно потеряли свою утрированность, а лица стали подвижнее, хотя по-прежнему были лишены индивидуальных особенностей. Но появился новый стереотип, сходный со скульптурными изображениями того времени, на лицах возникла чуть насмешливая улыбка, скорее, усмешка с приподнятыми уголками рта. Но если в пластике она вызывает ощущение некоторой загадочности, то в жестковатой графике книжных миниатюр, можно, скорее, усмотреть иронию или даже легковесность, казалось бы, не совсем уместную для образов Богоматери или святых (см. вводный цикл миниатюр к Псалтири ГБЛ или миниатюры рукописи «Жизнь и чудеса Богоматери».

Миниатюра из Реймского Миссала

По-прежнему в трактовке лиц речь могла идти не столько о красочной моделировке, сколько о раскраске, а без черного контура эти изображения и не мыслились. Лица раскрашивались белилами; на щеки наносился румянец, довольно яркий (иногда чистым суриком). В конце столетия появилась иная манера, начало которой положила дворцовая школа периода Людовика Святого2 и позднее особенно ярко проявившаяся в творчестве мастера Оноре, работавшего в конце ХШ-начале XIV века. Заключалась эта манера в следующем: при сохранении многих условностей языка иллюминирования XIII века — гладкого или узорного фона (то есть при отсутствии пространственной глубины), графики лиц и рук, абстрактных архитектурных форм (хотя и при использовании некоторых новых, готических очертаний) — художники перешли к красочной и пластической моделировке одежд. Задрапированные фигуры имеют уже иные пропорции, нежели в начале века, — более удлиненные, изящные, с несколько утрированным «изгибом», который наметился в иллюминировании где-то в 20-30-х годах XIII века и сохранился почти до середины следующего столетия, сделавшись более манерным. Еще одно принципиальное изменение в художественном стиле иллюминирования — отказ от традиционной «трехцветки»: появились другие цвета, множество мягких полутонов, которыми виртуозно владели лучшие миниатюристы северных школ. Среди наших рукописей отличным примером этого искусства могут служить исполненные с поразительным техническим и технологическим блеском миниатюры Реймского миссала, которые были написаны мастерами очень высокого класса. Сочетание жестковатого (хотя и утонченного) рисунка с мягкой, ритмичной светотеневой моделировкой драпировок сделалось характерной особенностью для самых изысканных иллюминованных рукописей конца столетия.

Декор рукописной книги того времени всецело зависел от ее назначения: кодексы, рассчитанные на использование их в литургических целях, то есть во время службы в церкви или дома (миссалы, псалтири), украшались богато и прихотливо. Остальные виды литературной продукции — трактаты, романы, исторические хроники — декорировались значительно скромнее, главным образом историзованными инициалами или миниатюрами при начале произведения или его отдельной главы.

В течение XIII века искусству французского иллюминирования были свойственны некоторые особенности, отличающие его от книжной живописи других стран Западной Европы. Помимо редкостной тщательности исполнения, это полное подчинение декора текстовой части листа. Результатом явилась спаянность четкого и красивого готического письма и иерархически сложной системы орнамента. Доминировал в ней большой, „главный» инициал, исполненный красками и золотом, — историзованный или орнаментальный, знаменующий начало книги или большого раздела текста. Далее шли мелкие инициалы в той же технике, начинающие новый абзац (иногда даже строку — в псалтирях). Почти в каждой рукописи можно встретить множество «филигранных» инициалов и украшений синей и красной краской или чернилами; в той же манере исполнялись не только мелкие инициалы, но и колонтитулы (сокращенные заглавия на верхних полях), нумерация глав и другие цифровые обозначения.

Вертикально вдоль столбца с текстом располагались филигранные украшения в виде многократно повторяющейся буквы I. Очень широкие поля рукописей XIII века (впоследствии не один раз обрезавшиеся) оставались чистыми и лишь в конце XIII века стали заполняться орнаментальными лентами, сначала на нижних полях, затем на боковых и верхних. Историзованный инициал был и заглавной буквой и иллюстрацией к тексту одновременно. В обрамление миниатюры вписывались декоративные элементы, обычные для романского и раннеготического репертуара, — драконы, фантастические птицы, аканф; во второй половине XIII века стали появляться новые мотивы, уже реалистического порядка, -листочки плюща, дуба или винограда.

Одной из главных особенностей миниатюр XIII века, заключенных в инициалы, были золотые фоны5. Блестяще отполированным золотом покрывались не только фоны миниатюр и орнамента внутри очертаний инициала, но и другие элементы декора, в том числе построчные украшения, заполняющие свободное пространство в стихотворных строках (этот прием относится главным образом к украшению псалтирей). Во второй половине XIII века постепенно происходит изживание золотых фонов, которые начали заменяться узорными. Но в рукописях литургического содержания, традиция оформления которых долго оставалась неизменной, золотые фоны все же сохранились. Узорные фоны в свою очередь усложнялись, чередуясь с участками накладного золота; на них располагались элементы пейзажа, архитектуры, реалии.

В середине столетия возник новый вид украшений на полях, вносивший даже в рукописи религиозного содержания светские нотки: на полосах растительного или «абстрактного» орнамента появились крохотные изображения — головки, полуфигуры и фигурки людей, животных, птиц, сказочных существ. Назывались они — дролери (франц. droleries — дурачества). Иногда эти изображения попадали и в верхнюю часть листа — на «отросток» при инициале. Будучи размещенными вместе с элементами декора на нижних полях (но так, что фоном оставалось все равно белое поле пергамена), они вызвали зарождение обязательной орнаментальной рамки — бордюра, окружавшего лист с миниатюрой, а иногда и с текстом, в рукописях XIV-XV веков.

В рассматриваемый нами период произошли некоторые принципиальные изменения в оформлении листа: историзованный инициал постепенно стал уступать место миниатюре в клейме или нескольким миниатюрам, сгруппированным особым образом. Это предоставляло большую свободу художнику, получившему дополнительное место для своих композиций (ширина рамки миниатюры соответствовала, как правило, столбцу текста, а то и двум) и открывало возможности иного, более реалистического пространственного решения композиций, так как художник избавился от неправильной формы обрамления инициала — приема, которому он вынужден был ранее подчиняться.

Миниатюры находились при рубрике с указанием названия или содержания книги, главы или раздела и предшествовали первому инициалу. Но инициал некоторое время еще не уступал свои позиции. Поэтому можно встретить в рукописях конца XIII-начала XIV века сосуществование миниатюр с историзованным инициалом (см., например, «Жизнь и чудеса Богоматери» Готье де Куэнси, ГПБ). Иногда миниатюры чередовались с историзованными инициалами – «История святой Земли» (ГПБ), Легендарий (БАН, F № 4°3). Распространенным приемом сделалось сочетание миниатюры и системы клейм с орнаментальными инициалами, исполненными в той же технике, то есть красками и золотом. Иногда вместо красочного инициала помещался большой филигранный инициал («Книга о военном искусстве» и «Деяния римлян» ГПБ). В «Трактате о птицах» Гуго Фольето сохраняется старинная, еще романская система иллюминирования текста — одно клеймо к каждой маленькой главке.

Помимо обычной системы украшений в некоторые рукописи вшивались целые циклы миниатюр на отдельных листах. Так иллюстрировались главным образом псалтири, куда вставлялись фронтисписные миниатюры с сюжетами из Ветхого и Нового заветов. И лишь некоторые традиционные композиции (например, Христос на троне или Богоматерь с младенцем) носили цельный характер и представлялись в виде самостоятельного сюжета на отдельном листе. Чаще всего (если не принимать во внимание такие исключения, как Псалтирь Людовика Святого, в которую вшито 78 таких миниатюр) на одном листе давалась серия сцен в нескольких медальонах наподобие витражей либо в виде двухъярусных композиций. Готический художник книги лишь постепенно подходил к иллюстрации на отдельном листе, как бы отталкиваясь одновременно и от этих фронтисписных циклов и от миниатюры в клейме, выделившейся из историзованного инициала.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *