Изготовление рукописных книг во второй половине XIII века
Искусство книжной живописи во Франции XIII века довольно сложно для изучения. Единообразное на первый взгляд письмо, сходные элементы украшений, почти не меняющаяся цветовая гамма на протяжении всего столетия и строго упорядоченная планировка листа затрудняют датировку и локализацию этих кодексов, большинство которых составляют книги религиозно-литургического содержания и предназначения. По сравнению с предыдущими столетиями памятников письменности этого периода, украшенных миниатюрами (иллюминованных), сохранилось очень много. По этим причинам, а может быть, и просто по отсутствию интереса эстетического порядка иллюминованные рукописи XIII века, за редкими исключениями, долго не становились объектом исследования специалистов по средневековому искусству. Первыми, в какой-то мере основополагающими серьезными трудами в этой области стали работы немецких историков искусства А.Хазелоффа и Г.Витцтума, вышедшие в начале XX века. Важным исследованием в области иконографии миниатюр XIII века явилась книга Г.Хазелоффа, изданная 1938 году.
Французских историков искусства и кодикологов длительное время привлекали вопросы либо частного порядка — иконография некоторых памятников и их публикация, либо технические вопросы. Проблемы искусства иллюминирования рассматривались ими главным образом как составная часть истории книжной миниатюры вообще. Наиболее наглядно это выражено в трудах А. Мартена (хотя иллюминированию XIII века он отводил значительное место) и позднее-у Ж.Порше. В последние десятилетия интерес к книжному искусству XIII века резко возрос -и к его иконографии и к художественной стороне. Этот интерес объясняется публикацией большого числа миниатюр, иллюстрированных каталогов, открытием новых памятников, что позволило взглянуть на эту своеобразную, несколько застылую на первый взгляд страницу в истории средневековой живописи как на явление динамичное, во многом созвучное стремительным изменениям, которыми было отмечено развитие скульптуры того же времени.
Особое место в этой связи заняли крупные международные выставки, посвященные средневековому искусству, где иллюминованные рукописи попали в наглядное окружение других памятников того времени, что позволило лучше оценить и переосмыслить их место в системе средневекового искусства. Результатом явились многочисленные работы (главным образом статьи) по отдельным вопросам творчества книжных художников XIII века. Помимо французских и немецких авторов, по-прежнему штудирующих иконографические и кодикологические проблемы, на арену изысканий в этой области выступили американские ученые, которых в значительной мере заинтересовала художественно-стилистическая и образная сторона искусства анализируемого периода.
Наиболее значительными можно считать исследования Р. Брэннера, обобщенные им в его последней книге. Брэннер просмотрел и изучил множество иллюминованных рукописей XIII века, хранящихся в собраниях Западной Европы и США. Принципиально новое в его работах то, что он эту сложнейшую для атрибуции страницу в истории французского искусства постарался упростить (а может быть, и усложнить), выделив весьма значительный ряд мастерских иллюминирования, функционировавших в Париже, в Северной и Северо-Восточной Франции в течение большей части XIII века. Конечно, в распределении Брэннером иллюминованных рукописей XIII века по школам есть слабые места, но это первый опыт подобного рода, к тому же снабженный богатейшим справочным аппаратом в виде иконографических таблиц, всевозможных приложений, то есть тем, что всегда оказывается необходимым для дальнейших исследований. Изложение по главам книги Брэннера и критика некоторых его положений содержатся в подробном обзоре немецкой исследовательницы Э.Беер, специализирующейся также в этой области. Э.Беер перечисляет значительное число работ (главным образом статей), вышедших уже после книги Брэннера и охватывающих самые различные аспекты изучения иллюминованных рукописей XIII века — иконографические, кодикологические и пр.. Последний раздел обзора Беер посвящен проблеме, которая уже выходит за рамки изысканий Брэннера, но по-прежнему волнует многих исследователей средневековой живописи, — это творчество мастера Оноре, одновременно охватывающее все лучшие достижения искусства иллюминирования XIII века и предвещающее новые тенденции живописи XIV столетия. Рукописи из советских собраний, за единичными исключениями, оказались вне поля зрения западных ученых.