Профессионализация французского театра
Вторая половина XVII столетия ознаменована рядом грандиозных празднеств, неимоверная пышность которых вошла в поговорку и навсегда сплелась с представлением об эпохе Людовика XIV. Отметим два, наиболее ярких, торжества: балет-карусель 1662 г., как пример театрально-живописного конного турнира, и празднество «Волшебного острова» 1604 г., в котором принимает участие вся труппа Мольера.
Для того, чтобы догнать одноклассников после болезни, усвоить трудный для изучения материал или подготовиться к ЕГЭ, не обязательно ездить к учителям или звать их к себе домой. Современный онлайн репетитор сделает подготовку к контрольной или выполнение домашнего задания увлекательным и познавательным, ведь в этом будут помогать опытные педагоги, общение с которыми идет в интернете в реальном времени.
Костюмы карусели 1662 года поражают мощными, преувеличенно высокими строениями из перьев, возвышающимися на шлемах рыцарей. Чем знатнее особа, тем более громоздкой кажется фантастика головного убора, превышающего по величине человеческим рост. В таких декоративных надстройках выезжали на конях: герцог Орлеанский, изображая короля Персии, герцог Гиз – короля Америки, принц Кондэ – короля Турции. Людовик XIV являлся в облике римского, императора, в матерчатом панцире, с передником, спадавшим до колен и собранным в несколько сборок с вырезами к низу. Этот балетный костюм интересен как прототип «римских» костюмов (à la Romaine), утвердившихся и это время и трагедии и в опере и удержавшихся на сцене французского театра до середины XVIII столетия.
В мае 1664 года в Версале развернулись увеселения «Волшебного острова», празднества, продолжавшегося три дня и составленного из конных каруселей, рыцарских игр, балетных и драматических представлений. Но театральные зрелища исполняются уже не придворной знатью, а профессионалами-актерами. Рыцари-дворяне участвуют только в турнире, а игру на сцене они предоставляют труппе Мольера. Актер-профессионал вытесняет таким образом любителя, знатного дилетанта, но принимает от последнего весь выработанный в придворном обществе репертуар.
После 1670 года, когда Людовик XIV отказывается от всякого рода публичных выступлений, театральные представления в Версале прекращаются и в последней трети XVII века победа актера-профессионала над дилетантами-любителями (в ведении которых находился весь театр средневековья), окончательно закрепляется. Участие труппы Мольера в развлечениях «Волшебного острова»: (в балете «Волшебница Альцина», в торжественном въезде на конях и на колесницах, в комедии «Тартюф») – отмечает этот знаменательный в истории театра момент перемещения театра из среды придворного общества в круг художников – артистов по профессии.
В 1681 году балет «Триумф любви» с музыкой Люлли и стихами Бенсерад, исполненный впервые в Сен-Жермэне принцами и принцессами, переносится в городской театр и впервые в нем выступают женщины-танцовщицы, профессиональные артистки театра. Эт° представление открыло женщине доступ на сцену балета и вместе с тем новые возможности художественных достижений. Как известно, в XVIII веке мужской и женский танец соперничают друг с другом, а в XIX веке – в годы романтизма балерина завоевывает себе в балете первенствующее положение, почти вытесняя мужской танец.