Форма средневековой книги
За те века, которые мы пробежали в нашем обзоре, вместе с изменением содержания книги (рядом с преобладающим богословским, литургическим и агиографическим ее содержанием все большую роль играют сочинения научные, исторические, «рыцарские романы» и даже сатира на господствующие классы, в частности на церковь) меняется и разнообразится ее внешняя форма. Если до конца VI в. она более всего выдерживала форму почти квадратную, которую мы не всегда признаем в сохранившихся, сильно обрезанных в продольном направлении ее экземплярах, то с VII в. она чаще является продолговатой, принимая размеры все более разнообразные. Но особенно развернется это разнообразие с веками XII и особенно XIII (они же были свидетелями лаицизации и большего богатства в содержании книги, но содержание не поставлено темой настоящей краткой статьи). Она является в отношениях 32х20 см, она является большой (40х25), огромной (50х30) и маленькой, даже крошечной, даже миниатюрной (4х2,5) [Например, крошечный молитвенник в ГПБ, получивший в ней прозвище «мальчик с пальчик», где фигурки миниатюр имеют личики с булавочную головку].
Разнообразные технические книжные потребности: нужды учеников возрастающих в числе школ, приходских священников, обязанных быть снабженными «бревиариями» и карманными статутами соборов, нужды монастырей, купцов, дам и буржуазных женщин, нуждающихся в портативном календаре и обычно в эту эпоху с ним связанном портативном молитвеннике, арифметические таблицы и астрономические схемы, практичные «травники» и книги рецептов — все это рождает спрос на самые разнообразные дешевые и мелкие экземпляры ходких книжек. С другой же стороны, развитие церковного хорового искусства, нужда регента и капеллы в видной всем собравшимся вокруг пюпитра певцам книге текстов и нот вызывают грандиозные, покрытые громадными же «архитектоническими» буквами антифонарии, выписывание которых составляет особенно трудный, артистический подвиг писца и иллюминатора (см. образец таких антифонариев в ГПБ: швейцарского XV в. и сиенского XIV в.). Каждая обитель и каждая соборная церковь стремятся в века зенита феодализма иметь свой экземпляр огромнейшей Библии (см. такие экземпляры в ГПБ: один южнонемецкий XI в., другой — XII в. из библиотеки Вейсенау).
Обличье страницы также всячески разнообразится начиная с XII в. До VI в. она знала два вида: страница, сплошь исписанная, и страница, исписанная в два столбца. В века зенита феодализма нередки книги и в три столбца, а вокруг них на полях нередка и весьма мелкая, обнимающая их глосса, обычная в возрастающих в числе кодексах правовых, многочисленных списках кодекса Юстиниана и особенно кодексах канонического права и собраниях папских декреталий с обширным комментарием. Кодексы больших хроник, например Сен-Денийские латинские и французские хроники, охотно усваивают форму грандиозных книг, так же как и большие собрания легенд (например «Золотая легенда» или «Чудеса мадонны» в ГПБ), и пишутся в два и три столбца.