Итальянское влияние на французский театр

В течение XVI века характер старо-французских празднеств постепенно меняется под влиянием Италии, а также по мере нарастания нового духа времени в связи с возрождением античности на французской почве. Во время военных походов в Италию пред французами открылся новый мир искусства ренессанса, окружившего все празднества неслыханным великолепием и внесшего во все торжества, парады, турниры, шествия и процессии ритм и стиль. Жизнерадостный, возрожденный к новой жизни мир языческих образов сменяет средневековую романтику. На карнавальных празднествах Лоренцо Великолепного во Флоренции, по улицам города разъезжают огромные колесницы, окруженные пестрой толпой масок, и хоры певцов разъясняют аллегорический смысл размещенных на колесницах персонажей – Ариадны и Вакха, Париса и Елены и других. Во Флоренции же художники научаются планировать сложные эволюции масс и создавать новые художественные формы массовых движении на военных маневрах и в так называемых «конных балетах», где кавалерия заставляла гарцевать своих коней по сложным фигурам и рисункам, заранее начертанным художником – режиссером турнира.

В то же время, во дворцовых залах итальянских князей идет разработка новых зрелищ – интермедий с пением и танцами, где постепенно устанавливается вся мизансцена будущих опер и балетов. Вырабатываются приемы появления богов, героев и аллегорий античного мира, их атрибуты и костюм.

Хоры нимф, пение муз, танцы фавнов и дриад, пантомимы, иллюстрирующие подвиги героев античного мифа, народные, салонные и чисто театральные фигурные танцы – все это поражает французов и раскрывает пред ними неисчислимые возможности радостного праздника жизни, пред торжественным великолепием которого прежние средневековые «междуяствия» и пляски ряженых кажутся простыми и провинциальными.

Новый итальянский стиль празднеств быстро утверждается в Париже второй половины XVI века, в особенности во время правления итальянки Екатерины Медичи. В то же время французские гуманисты, поэты Баиф, Ронсар, Жодель и другие пламенные поклонники античности с воодушевлением принимают участие в устройстве придворных увеселений, перестраивая на новый лад прежние традиции. Итальянские художники, музыканты и танцмейстеры, призванные в большом количестве в Париж, находят таким образом сочувственную поддержку во французском обществе и из этого сотрудничества итальянцев с французами выростает новый жанр — драматического балета.

Итальянские фигурные танцы мы встречаем в Париже впервые – на одном из самых пышных придворных празднеств, устроенном Екатериной Медичи в честь польских послов и 1573 году, описание которого сохранено нам в сочинениях знаменитого Брантома. В специально выстроенном для торжеств павильоне, залитом светом факелов, пред гостями появилась колесница в форме серебряной скалы, на которой восседали в нишах (в форме облаков) 16 придворных дам, олицетворявших 16 провинций Франции. Объехав зало в церемониальной процесси, «они сходят с колесницы и строятся в форме причудливо задуманных батальонов. Затем, под звуки оркестра из 30 музыкантов, игравших весьма приятную военную музыку, они приближаются к королю, в прекрасном ритме, ни разу не нарушая такт. Затем они танцуют престранно изобретенный балетный танец, и, несмотря на множество поворотов, кругов и оборотов, переплетении и смешений, движений вперед и остановок, ни одна дама ни разу не отступила от положения и места, ей предназначенных». По окончании танца, продолжавшегося не менее часа, дамы преподносят королевским особам золотые доски, на которых выгравированы особые эмблемы каждой провинции.

Только что описанное празднество характерно для первого периода балетных постановок итальянского типа: мы находим здесь разверстку движения в зале, (а не на сцене), торжественный выезд участников на колеснице (как на карнавалах и турнирах) и построенные по геометрическим фигурам бессюжетные «фигурные танцы». Налета, в смысле драматически развитого действия, еще нет. Но мы накануне его создания.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *