Театры и актеры эпохи Лопе де Вега
Итак, оправдать «новое искусство» было не столь трудно. Уж слишком блестящим представителем его оказался Лопе де Вега. Но драма получает свою жизнь только на театральных подмостках. Драма существует для сцены. Можно прекрасно писать, можно остроумно находить raison d’etre своей работе, но всего этого еще мало. Для драматурга необходимы актер и актриса, которые своею игрою воплотят его художественный замысел; обыкновенно мы и видим рядом с великим поэтом даровитых актеров, в одно и то же время их союзников и их учеников. Так было с Шекспиром, с Мольером, А. Н. Островским, так было и с испанскими драматургами. Пойдем дальше. Для того, чтобы поэт мог развивать свой талант и, по настоящему, прилагать свои силы, ему потребна сцена, и постоянные театры. На любителях, как бы талантливы они ни были, крупная драматическая школа держаться не может. Тут нельзя обойтись без актера, который всю жизнь посвящает исключительно своему искусству.
Театры и актеры в эпоху Лопе дс Вега были почти так же своеобразны, как и вся драматическая система испанцев. Конечно, в театральпой и актерской жизни времен Лопе де Вега нам ясно далеко не все. Многое скрылось от нас навсегда. Сейчас например, трудно дать живой облик испанского актера или актрисы, точно представить, как они играли, и какими средствами волновали и увлекали зрителя. Актерское искусство есть вещь весьма тонкая. Умирает актер, умирает и его игра. Она сохраняется только в его учениках или в памяти любителей театра, которая, однако, не в силах воскресить то, что исчезло. То же видим мы и у испанцев. Можно сказать, что они играли очень хорошо, что они наполняли восторгом сердца зрителей, но за этими словами мы все-таки не увидим ясной картины их творчества. Однако, вот что по этому вопросу нам кажется почти безусловно правильным. Психологическая мощь испанской драмы ставила перед актерами большую задачу: так разнообразны, изящны и тонки были роли, в которых они выступали. А труппа была не слишком обильна персоналом. Одному актеру приходилось играть много ролей. Какая, например, богатая галерея женских образов у Лопе де Вега! Сколько искусства требовалось от актрисы, которую театральный язык эпохи обозначал, как dama primera! Каким могучим талантом должен был обладать актер, которым играл «стойкого принца», мужа – ревнивца чести, или «Саламейского алькальда»! Каким юмором необходимо было искриться gracioso (шуту), если он не желал, чтобы его роль показалась скучной и вялой и т. д. Таким образом, испанскому актеру времен Лоне де Вега нужно было обладать проникновенным пcихологическим даром и богатым жизненным опытом. Сверх того, он должен был отлично читать стихи.
Психолог и декламатор – вот два момента, из которых слагалась сущность испанских актеров XVI – XVII вв., поскольку о них можно судить по самим пьесам. До нас дошло около 2000 имен испанских актеров и актрис той славной эпохи. Они соединялись в труппы (compañias), которыми руководил директор или антрепренер (autor). Иногда он бывал и присяжным драматургом труппы. Актеры назывались representantes, farsantes, и чаще comicos. Труппы странствовали по всему лицу великой испанской земли, играли в городах, весях и замках. Всегда и всюду актеров принимали с большим почетом, с благодарностью слушали их игру. Страсть к театру была у испанцев всеобщей. В ней сходились и король, и знатный барин, и захудалый ремесленник. К началу XVII в. было 8 главных, больших трупп, называвшихся compañias-reales или de tílulo. Числа же маленьких трупп, состоявших иногда из I или 2 актеров, сосчитать невозможно. Есть очень интересная книга, написанная одним из актеров, современников Лопе де Вега. Это – «Viaje entretenido» (1603) Agustin’a Rojas’a, которая яркими, неизгладимыми красками рисует нам жизнь и нравы странствующих трупп. И очень многое в этой жизни напоминает Несчастливцева, Шмагу или Робинзона. Это была своего рода актерская богема. Но она не преобладала над такими актерами, которых было очень много и которых можно считать за истинных художников, преданных своему искусству. Актеры выходили из самых разнородных кругов общества, вступали в состав труппы, не только испытав невзгоды и неудачи, как бы ища защиты от житейских бурь. Напротив, и тогдашних актеров, как и наших современников, влекли на сцену любовь к искусству и приволье театральной жизни. Как уже сказано, были в эпоху Лопе де Вега и постоянные театры. К концу XVI в., когда обозначилась реформа Лопе де Вега, Мадрид, столица государства, насчитывал уже два постоянных театра. Их называли corrales (т. е. дворы), в зависимости от того обстоятельства, что в старину, до Лопе де Вега, спектакли давались на дворах, так что окна примыкающих домов были как бы ложами, которыми и пользовались зрители. Первый театр был Corral del Principe, другой – Corral de la Cruz, Оба они принадлежали благотворительным обществам или братствам – Cofradia de la pasion y sangre de Jesu Cristo и Cofradia de la Soledad. Братства сдавали театры в аренду антрепренерам, которые, в свою очередь, брали с публики входную плату, впрочем, весьма небольшую. Перед сценой стояли скамьи (bancos); за ними открытый patio (двор), который занимала публика самого мелкого разбора, так наз. mosqueteros. Они стояли в patio рядами, напоминая строй солдат. Вокруг patio шли так наз. gradas, своего рода амфитеатр. В задней части театра, против сцены была расположена так-наз. cazuela, в которую допускались только женщины. Над cazuela были aposentos (ложи), а еще выше так наз. чердак (desvanes), предназначаемый для духовенства. Спектакли давались днем, начинались около 2 час, оканчивались около 5 часов пополудни. Порядок был таков: сперва под аккомпанемент гитары кто-либо из актеров исполнял романс. Потом декламировалась так наз. 1оа, род captatio benevolentiae труппы, похвала зрителям и – иногда – небольшой пересказ главной пьесы; потом шла самая «Comedia». Антракты между «днями» обыкновенно заполнялись так наз. entremeses. Спектакль оканчивался танцами, до которых испанцы всегда были охотники. Декоративная часть обставлялась значительно лучше, нежели у англичан в эпоху Шекспира. Уже пользовались сложными машинами и подвижными частями. Изображали битвы бури и т. п. Особенно богатой была постановка на придворных театрах. Глубоко оригинальны были спектакли, на которых шли так наз. autos sacramentales; эти пьесы, в которых прославлялось самое великое из таинств, искупительная жертва Спасителя, закрытыми театрами не пользовались. Autos sacramentales представлялись днем, под открытым небом, на передвижных колесницах. Это было самое своеобразное и яркое, что давала своему зрителю старая испанская драма.