Материальная культура
С концом VI и началом VII в. в большинстве стран Западной Европы культура, еще сохранившая до этого времени некоторые обломки античных завоеваний, находится в особенно глубоком упадке. На фоне этих обломков начинает обрисовываться облик иной, феодальной культуры, в отдельных случаях подбиравшей переживания античного мира, но в общем на новых путях творившей нечто иное, нечто своеобразно-грубое, но живое и свое.
I. Материальная культура
И в Италии, и в Галлии, поддерживая старые пути сообщения (былые римские дороги, которые для торговых и военных нужд государственная власть сохраняла и ремонтировала и которым в Галлии дали имя «дороги королевы» или «дороги Брунгильды»), она в большой массе провела новые тропы и настилы из бревен – pontes longi – через леса. В строительстве домов и усадеб меровингской эпохи сказала новое слово деревянная культура лесного северного мира. И если меровингские виллы использовали каменные фундаменты галло-римской эпохи, это было большею частью для того, чтобы возводить на них вторые деревянные этажи. В том стиле балконов и фахверков, который шел с Севера. Тип домов в Галлии южной, как и в Италии, как и в Галлии в старину, сохранялся римский: каменный, с плоскими кровлями, каким он долго еще сохранился в Италии и Провансе. Тогда как Север из-за частых дождей выработает и сохранит вытянутую крышу.
О стиле ранних меровингских церквей судить нелегко, настолько мало их сохранилось. В эпоху преследуемого христианства здесь, как и в Италии, молящиеся устраивались в частных домах, в подземных криптах, в хижинах на кладбищах. С торжеством христианства подобные «церкви» были строго запрещены и: новостройки стали руководиться образцами византийскими в форме чаще всего длинной или короткой базилики из камня или из дерева. Уже в век Григория Турского большинство меровингских сооружений было разрушено или сгорело. Самих каролингских сохранилось мало.
Главными украшениями меровингских церквей была позолота их медной вытянутой крыши или осеребрение свинцовой. Внутри: их красили мраморные цветные колонны с белыми капителями,, которые одевал рельефный убор. Окна их венчали, а стены наряжали полукруглые арки. В общем убор был скорее беден. То же следует сказать об убранстве жилищ и человеческих одеяний,, где комбинировались узоры и образцы варварские и византийские с более или менее грубым сочетанием драгоценных камней в золотых гнездах, составлявших короны, ожерелья, ножны, пояса, уздечки, запястья, браслеты и т. п. Такие образцы обличил «клад» гробницы Хильдериха: вооружение короля, состоящее из; алых гранатов в золотых гнездах. В уборе книг уже меровингская эпоха знала – для евангелий и псалтыри – пурпурный пергамен и золотое и серебряное письмо, а также драгоценные камни в золотых гнездах на переплете. Еще большей роскоши будет в этою деле добиваться эпоха каролингская. Но об этом в дальнейшем.