Исследование и эксперимент

Научный прогресс и экспериментальное исследование

Терапевтическое воздействие, с тем, чтобы быть в состоянии все более эффективно оказывать вмешательство на благо здоровья, само по себе открыто исследованию новых возможностей. Это является результатом постоянной и прогрессивной исследовательской и экспериментальной деятельности, которой, таким образом, удается разработать новые достижения в медицине.

Продвижение по пути исследования и эксперимента является законом любой прикладной науки: здесь есть структурная связь с научным прогрессом. Биомедицинские науки и их развитие не свободны от этого закона. Однако, они воздействуют на определенную область применения и наблюдения, которой является жизнь человеческой личности.

Внимание, которое приличествует достоинству человеческой жизни

Она, по своему уникальному достоинству, предлагается для исследования и клинического эксперимента с предосторожностями, необходимыми для существа со значением субъекта, а не объекта. Поэтому биомедицинским наукам не придается та же свобода исследования, которой пользуются науки, приложимые к вещественным объектам. «Этическая норма, основанная на уважении достоинства личности, должна просвещать и дисциплинировать как все фазы исследования, так и то, что касается приложения достигнутых в его процессе результатов».

Безнравственность исследований, противоречащих подлинному благу личности

На стадии исследования этическая норма требует, чтобы оно было направлено «на обеспечение благосостояния человека». Безнравственно всякое исследование, которое противоречит подлинному благу личности. Вкладывать в него энергию и
ресурсы противоречит гуманной цели науки и ее прогрессу.

На стадии эксперимента, то есть проверки на человеке результатов исследования, благо личности, охраняемое этической нормой, требует уважения условий, связанных, прежде всего, с согласием и риском.

Согласие с полной осознанностью и свободой

Прежде всего — о согласии пациента. Он «должен быть осведомлен об эксперименте, о его цели и его возможном риске, так, чтобы он мог дать или отвергнуть собственное согласие с полной осознанностью и свободой. Врач, на самом деле, имеет над пациентом только ту власть и те права, которые ему предоставляет сам пациент».

Такое согласие может предполагаться, когда оно было бы направлено на благо самого пациента, то есть, речь шла бы о терапевтическом эксперименте.

Фактор риска и степень его опасности

На втором месте находится фактор риска. Сам по себе любой эксперимент влечет за собой некоторый риск. Поэтому «невозможно требовать, чтобы всякая опасность и всякий риск были бы исключены. Это превосходит человеческие возможности, это парализовало бы всякое серьезное научное исследование и обернулось бы достаточно скоро во вред пациенту… Однако существует степень опасности, которую мораль не может позволить».

Особые критерии

На самом деле, человеческий субъект не может быть подвергнут риску таким же образом, как и существо, стоящее ниже человека. Существует порог, за которым риск становится гуманитарно неприемлем. Этот порог очерчен неприкосновенным благом личности, которое запрещает «подвергать опасности его жизнь, его равновесие, его здоровье или усугублять его болезнь».

Обширная документация и надежные гарантии

Эксперименты не могут быть начаты и развиваться далее без того, чтобы не были приняты все меры предосторожности для гарантии безвредности вмешательства и для уменьшения риска. Основная доклиническая фаза, тщательно проведенная, должна предоставить самую обширную документацию и самые надежные фармако-токсиколо-гические гарантии и гарантии операционной безопасности».

Для приобретения таких гарантий, если они полезны и необходимы, испытания новых препаратов или новых технических приемов должны быть проведены на животных прежде, чем на человеке. «Несомненно, что животные находятся на службе у человека, и поэтому могут быть объектом эксперимента, тем не менее, с ними должно обращаться как с творением Божиим, предназначенным тем самым к соучастию во благе человека, и потому не в его злоупотреблениях». Отсюда следует, что всякий эксперимент «должен осуществляться с уважением к животным, без причинения им ненужных страданий».

Принцип пропорционалъного риска

Получив эти гарантии, эксперименты над человеком в клинической фазе должны отвечать принципу пропорционального риска, то есть надлежащей пропорции между выгодой и предвидимым риском. Здесь необходимо проводить различие между экспериментом, проводимым над больным человеком с терапевтическими целями, и над здоровым человеком с целями научными и гуманитарными.

Критерии в отношении личности больного

В экспериментах над больным человеком должная пропорция достигается в сопоставлении состояния больного и предвидимым эффектом препаратов или экспериментальных средств. Следовательно, степень риска, которая для одного больного оказывается пропорциональной и потому оправданной, для другого может не быть таковой.

Дозволенность применения средств, еще не свободных от некоторой доли риска

Важен тот принцип — уже изложенный выше, — что «при отсутствии иных средств лечения дозволительно с согласия больного прибегать к средствам, которые находятся в распоряжении более передовой медицины, даже если они все еще пребывают на стадии эксперимента и не свободны от некоторой доли риска. Принимая их, больной может также дать пример великодушия ради блага человечества». Однако всегда необходимо «огромное уважение к пациенту в применении новых, все еще экспериментальных, средств терапии… когда они все еще представляют высокий процент риска» .

«В безнадежных случаях, когда больной будет потерян, если не будет осуществлена операция; в случае, если существует медикамент, средство, операция, при которых еще имеется какая-либо возможность успешного исхода, дух справедливости и рассуждения непременно допускает, чтобы врач, с гласного или молчаливого согласия пациента, приступил к применению подобного лечения».

Эксперименты над здоровым человеком и принцип солидарности

Клинические эксперименты могут осуществляться и над здоровым человеком, который добровольно предлагает себя «для содействия по собственной инициативе прогрессу медицины и, таким образом, благу общества». В этом случае «сохраняя невредимой свою первостепенную. целостность, пациент может законным образом принять на себя определенную долю риска».

Это оправдано человеческой и христианской солидарностью, которая порождает этот жест: «Даровать нечто от себя самого, в пределах, очерченных моральной нормой, может стать в высшей степени достойным свидетельством любви и возможностью столь значительного духовного роста, чтобы компенсировать риск возможного несущественного физического ослабления».
Во всяком случае, подобает всегда прерывать эксперимент, когда результаты обманывали бы возложенные на них ожидания.

Эксперименты над эмбрионами и человеческими зародышами

Необходимо признавая за человеческим существом в предродовой фазе достоинство человеческой личности, исследования и эксперименты на эмбрионах и человеческих зародышах подлежат этическим нормам, действительным для уже родившегося ребенка и для всякого человеческого субъекта.

Можно допустить исследование или наблюдение данного феномена во время беременности, только когда существует моральная уверенность в том, что не будет причинен вред ни жизни, ни целостности рождающегося ребенка и матери и при условии, что родители предоставили на это свое согласие».

Только терапевтические критерии

Напротив, эксперименты возможны только в ясно выраженных терапевтических целях при отсутствии иных возможных способов лечения. «Никакая цель, даже благородная сама по себе, как, например, предполагаемая научная польза для других человеческих существ или для общества, не может никоим образом оправдать эксперименты над эмбрионами или живыми человеческими зароды шами в материнском лоне или вне его. Осведомленное согласие, обычно требуемое для клинических экспериментов над взрослыми, не может быть допущено со стороны родителей, которые не могут распоряжаться ни физической целостностью, ни жизнью рождающегося ребенка. С другой стороны, эксперименты над эмбрионами или зародышами всегда несут с собой риск, и, по большей части, даже несомненный прогноз ущерба их целостности или же непосредственно их смерти. Использование человеческого эмбриона или зародыша как объекта или орудия эксперимента представляет собой преступление по отношению к его достоинству как человеческого существа». «Полностью противоречащей человеческому достоинству является в особенности практика поддержания жизни в человеческих эмбрионах в естественных условиях или in vitro для экспериментальных или коммерческих целей .

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *