Ацтекские жертвенные обряды
Ацтеки воздвигли в качестве подходящего фона для принесения в жертву военнопленных великолепный и богато украшенный храм в честь Уицилопочтли. Посвятив себя отныне войне, этот народ, прежде пребывавший в безвестности, реорганизовал свое войско и упорно продолжал свои завоевания до тех пор, пока империя ацтеков не простерлась от океана до океана, а на юге достигла нынешней Гватемалы. Древний календарь, унаследованный от тольтеков, устанавливал цикл жертвоприношений богам, который и соблюдался ацтеками. Тем самым было установлено то, что можно было бы назвать вечной драмой, в которой предназначенные в жертву люди перед смертью исполняли роли богов и напоминали в этих ритуалах о древних чудесах богов, тоже умиравших, дабы их кровь давала жизнь солнцу и тем самым всему сущему.
Празднества и жертвоприношения, которые ацтеки устраивали в честь своих богов в течение всего года и которые коренились в их воинственно-мистических идеях, поддерживали их собственную интерпретацию древних мифов. Жрецы бесчисленных храмов, воздвигнутых по всей Центральной Мексике, заведовали культом различных божеств, в большинстве случаев бывших не чем иным, как различными ипостасями и именами верховного дуального бога и его первых детей – Кетсалькоатля и Тезкатлипоков. Так обеспечивались жизненность и сила религии Детей Солнца.
Тем не менее местные тексты, повествующие о воинственно-мистическом величии ацтеков, содержат свидетельства и о другом образе мыслей, имевшем место в тот же самый период, образе мыслей, который был в ряде отношений диаметрально противоположен воинственным идеалам. Этого образа мысли придерживались многие правители различных науатльских городов.