Переработка Тлакаэлелом науатльской истории
Решив приумножить величие ацтеков не только за счет расширения их земель и прав, Тлакаэлел вознамерился снабдить свой народ новым изложением его истории, ибо он полагал, что древние иероглифические книги не придавали должного значения ни самим ацтекам, ни их богу Уицилопочтли. Поэтому он занялся сожжением старых рукописей, «ибо они содержали множество лживых утверждений и многие в них неправильно почитались в качестве богов…» Очевидно, что этот новый взгляд на историю ацтеков появился в результате желания превознести народ, до сих пор подвергавшийся преследованиям, и действия Тлакаэлела обеспечили прочное основание для будущего величия ацтеков. Нет никакого сомнения в том, что ацтекские мифы и ритуалы, какими они известны нам сегодня, возникли вследствие реформ, предпринятых советником правителей Тлакаэлелом.
Несмотря на решимость ацтеков изменить древнюю историю, она сохранилась среди ряда племен науатль, которые не были полностью покорены ацтеками. Но в идеологическом плане ацтекское влияние все более возрастало и породило множество мифов и доктрин, касающихся Уицилопочтли, древнего божества-покровителя. Вознесенный до уровня тех богов, которые были творцами различных «эр», или «Солнц» (Тезкатлипоки и Кетсалькоатль), Уицилопочтли стал отождествляться с самим солнцем, в результате чего ацтеки присвоили себе роль избранного народа, чьей миссией является покорение всех народов на земле.
В этом новом изложении науатльской истории, предложенном и навязанном Тлакаэлелом, миф об Уицилопочтли особенно наглядно обнаруживает свои основные черты. Ацтеки утверждали, что в глубокой древности на «Змеиной горе» обитала богиня Коатликуэ (змеиное платье). Она была матерью четырехсот богов, именуемых Уицнауа (боги Юга), и богини Койалшауки (та, чье лицо разрисовано гремучими змеями). Однажды, когда богиня Коатликуэ прибирала в своем храме, на нее упал шар из тончайших перьев. Она собрала их, положила к себе за пазуху около живота. Закончив уборку, она хотела вынуть шар, но он исчез. Богиня сразу же поняла, что зачала ребенка.
Когда дети Коатликуэ обнаружили, что их мать ожидает ребенка, они исполнились подозрений и попытались убить ее. Находясь еще в материнском чреве, маленький Уицилопочтли говорил с ней, чтобы унять ее страх. Однажды, когда уже вот-вот должны были наступить роды, четыреста Уицнауа и их сестра Койалшауки решили исполнить свое намерение и умертвить Коатликуэ. Как бы ни были интересны и многочисленны подробности мифа, ими придется пожертвовать ради развязки, которая более важна для этого исследования. Уицилопочтли родился в тот самый момент, когда Коатликуэ подверглась нападению всех своих детей. Он сразу же облачился в воинские доспехи и успешно защитил мать от нападения. Сторонники астральной интерпретации этого мифа видят в этом деянии Уицилопочтли, которого ацтеки впоследствии отождествили с солнцем, триумф небесного тела, озаряющего день, над множеством звезд, символизируемых четырьмя сотнями Уицнауа, и над луной, представляемой их сестрой, богиней Койалшауки.
Однако миф может иметь и более глубокий смысл. Когда Уицилопочтли обезглавливает свою сестру и убивает большую часть Уицнауа, его деяние воплощает в себе пророческое провозглашение главной миссии ацтеков, предуказанной Уицилопочтли, а именно покорение многочисленных народов на юге и распространение ацтекской империи до самых отдаленных областей Центральной Америки.