Бегство Кетсалькоатля

Но и сам образ Кетсалькоатля – человека, «культурного героя», творца искусств, ремесел и календаря, породил новый миф, который, несомненно, основан на определенных исторических фактах, касающихся гибели тольтекского мира и бегства мудреца на восток, откуда, согласно поверью, ему предстояло когда-нибудь возвратиться.

Древние гимны рассказывают, что однажды, во времена тольтекского величия, в Туле появились колдуны, владеющие магией. Они явились сюда для того, чтобы убедить Кетсалькоатля ввести ритуал человеческих жертв. Но жрец и «культурный герой» твердо отказался от этого предложения, ибо «он очень любил тольтеков, которые были его народом». Тогда колдуны решили смутить его сердце и тем заставить его бежать.

Они говорили с Кетсалькоатлем, который был теперь старым и немощным, и дали ему зеркало, чтобы он мог созерцать самого себя. В долгой беседе они старались убедить его выпить опьяняющее зелье, которое, по их словам, они принесли ему в качестве лекарства. После длительного сопротивления Кет-салькоатль в конце концов попробовал питье, а затем пил его до тех пор, пока не опьянел. Затем к великому жрецу, прожившему всю жизнь в целомудрии и воздержании, привели принцессу Кетсальпетатль. Он продолжал пить и наконец уединился с ней, предавшись наслаждению, в котором он столь долго себе отказывал.

Тем временем колдуны обратили свои злые чары на город Тулу. Их колдовство вызвало смерть бесчисленного множества тольтеков. Когда же Кетсалькоатль понял, что произошло, его охватила великая скорбь. Он твердо решил покинуть Тулу и отправиться на восток, в область света.

Ради этого он оставил всю роскошь, созданную им при жизни,– свои дворцы, храмы, произведения искусства и прежде всего тольтеков, своих подданных. Древние гимны сообщают некоторые подробности его путешествия до того момента, когда Кетсалькоатль достиг наконец пределов моря на берегу Мексиканского залива. Затем он исчез навсегда. Согласно одной из версий мифа, он отплыл на волшебном плоту, сделанном из змей. Согласно другой версии, он бросился в гигантский пылающий костер, а затем вознесся в виде небесного тела. Во всяком случае, «культурный герой» был вынужден в поисках неведомой обители мудрости удалиться с земли. Несмотря на его таинственное исчезновение, среди науа навсегда сохранилась вера в возвращение жреца Кетсалькоатля. Следующий краткий текст на языке науатль, который мы даем здесь в переводе, выражает всю глубину этой страстной веры:

Так говорили
старцы в древние времена:
«Воистину все тот же Кетсалькоатль живет и ныне,
и поныне он не умер;
он придет, чтобы властвовать».

Бог и жрец, столь часто неразличимые в представлении науа, оставались для него символами возвышенности души и в последующий период, до самого испанского завоевания. Когда же науа уверовали в столь долго ожидавшееся возвращение Кетсалькоатля, именно те, кто явился к их берегам, впоследствии положили конец их древней цивилизации, и это было особенно трагичным.

Однако между бегством Кетсалькоатля из Тулы и прибытием испанских конкистадоров должно было еще пройти несколько столетий. Разрушение и запустение Тулы произошло, вероятно, около середины XI или XII в. Рассеяние тольтеков и приход других этнических групп, говоривших на языке науатль и спустившихся с северных равнин, привели к созданию множества городов-государств в долине Мехико, на берегах озер, а также и в долине Пуэбло, за цепью вулканов. В середине XIII в. появилась последняя группа кочевников – ацтеки или мексиканцы,– которые говорили на том же языке, что и остальные обитатели долины, и обладали величайшим из всех сокровищ – неукротимой волей. Утверждение ацтеков на центральном плато Мексики и их влияние, особенно в течение XV в., периода их военной в экономической гегемонии, привели к тому, что мифология и религия в последнюю фазу доиспанского периода приняли формы, соответствовавшие особым целям ацтеков.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *