Представление тольтеков о мире

Бог Кетсалькоатль, символ мудрости древнего дуального божества, дал начало и форму тому миру, в котором мы живем. Этот мир, в котором человек пытается приблизиться к божеству путем жертвоприношений и размышлений, имел в воображении тольтеков вполне определенный облик. Земля представляет собой большой диск, расположенный в центре мира, простирающегося горизонтально и вертикально. Вокруг земли – безбрежная вода, из-за которой весь мир «полностью окружен водой». Земля и ее безбрежное водное кольцо разделены на четыре квадранта или сектора, которые, начинаясь от центра мира, простираются до тех мест, где вода соединяется с небом и получает имя «небесные воды». Четыре великие части мира исполнены символов. Восток, страна, где восходит солнце, есть область света и плодородия, символизируемая белым цветом; север есть область смерти, черный сектор мира; запад – обитель солнца, область красного цвета; и, наконец, слева от солнечного пути, находится юг, область шипов и голубого цвета.

По вертикали кверху и книзу от окруженной водой земли находятся девять небесных ярусов и девять областей, связываемых с миром мертвых. Небеса вместе с водой, которая полностью окружает землю, образуют нечто вроде свода, изборожденного путями, отделенными друг от друга большими небесными балками. На первых пяти ярусах располагаются пути луны, звезд, солнца, вечерней звезды и комет. Над ними находятся небеса различного цвета и, наконец, область богов. Превыше всего находится Омейокан (место двойственности), где пребывает дуальный бог, Податель жизни и Хранитель вселенной.

Так как он находится повсюду, верховный бог обозначается как «Владыка всего». Из-за облаков он направляет движение луны и звезд, которые являются «платьем, одевающим его женскую сущность». Наделяя же солнце способностью озарять день, он проявляет свою мужскую сущность творца, обладающего чудесной животворной силой. Прочие боги, рассматривавшиеся обычно как сыновья дуального бога, составляют как бы его многочисленные продолжения, что и делает его вездесущим. Прежде всего они представляют собой четыре силы, четверку Тезкатлипоков, каждый из которых эквивалентен одному из четырех элементов – земле, воздуху, воде и огню (весьма интересная параллель с классической греческой в индийской философией). Они действуют из четырех частей света в каждой из четырех первоначальных «эр», вводя в мир конфликты, катаклизмы и общее развитие.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *