ТОЛЬТЕКСКИЙ ЦИКЛ О КЕТСАЛЬКОАТЛЕ
Подобно тому как мифы, посвященные возникновению космоса и человечества, представляются связанными с Тамоанча-ном и Теотиуаканом, мифы о том, что может быть названо мексиканским золотым веком, тесно связаны в текстах с великолепием тольтеков, которым эти последние были обязаны смертному Кетсалькоатлю, великому жрецу и «культурному герою» доколумбова времени, видимо жившему в IX в. Взяв, вероятно, свое имя у бога, который, как уже указывалось, символизировал мудрость верховного дуального бога, жрец Кетсалькоатль создал, по-видимому, новую, более возвышенную религиозную концепцию. Всякий, кто изучает его жизнь и его мысль по имеющейся богатой документации на языке науатль, легко поймет, почему многие исследователи XIX в. пытались рассматривать его как христианского миссионера или, возможно, буддиста, случайно попавшего в Новый Свет. Не строя никаких гипотез по этому поводу, мы обратимся непосредственно к образу Кетсалькоатля, основоположника религиозных доктрин и действующего лица необычайного мифа.
Тольтеки, народ Кетсалькоатля, возникли в культурном смысле как результат новых смешений различных этнических групп. С одной стороны, в них можно обнаружить дух древнего мира Теотиуакана. С другой стороны, ряд признаков напоминает нам о древних кочевниках, пришедших с северных равнин. С этой точки зрения город Тула, основанный, вероятно, в IX в. н. э., приобретает характер цивилизующего центра для кочевых орд, пришедших из мифического пункта на севере – Чикомозтока («место семи пещер»); на происхождение отсюда будут впоследствии претендовать и ацтеки.
Очерк правления Кетсалькоатля представляет собой описание жизни, преисполненной всяческого изобилия и богатства. От Кетсалькоатля тольтеки получили весь комплекс искусств. У тольтеков были превосходные скульпторы и художники, ремесленники, изготовлявшие изделия из драгоценных перьев и металлов, и керамисты, применявшие в своей работе обожествляемые гончарные печи. Тольтеки были столь богаты, что продукты питания не имели у них никакой цены. Их дома не знали недостатка ни в чем, и среди них не было несчастных и бедных: «Они говорили, что кукурузные початки были такой же длины и толщины, как пестики каменных ступок для зерна. Они утверждали, что у них произрастал хлопок различных цветов: красный, желтый, розовый, белый, пурпурный и зеленый. Эти цвета он имел сам по себе. Так он произрастал из земли. Никто его не красил».
Места, в которых обитал Кетсалькоатль, были разных цветов и ориентированы по странам света. Здесь он жил как бы божественной жизнью – жизнью, исполненной воздержания и целомудрия. Он практиковал целый ряд покаянных обрядов, многие из которых были весьма сходны с теми, что были введены древними богами. Однако прежде всего он посвятил себя размышлениям и поискам новых форм для представлений о верховном боге и обо всем сущем.