Искусство Италии в V –VI вв.

Мы говорили об упадке искусства в Константинов век. Но мы отметили, что века V и VI в Италии дали несколько образцов искусства, которое обычно называют поздневизантийским и которое доныне притягивает взгляд своею своеобычною прелестью. Комбинация местного творчества, римских традиций и византийских влияний дают иногда сочетания гармонические и привлекательные.

Светлые, спокойные базилики – копии римских судебных, разбитых колоннадами зал (св. Павел за стенами, св. Мария Beликая в Риме), небольшие круглые храмы: чистые ротонды или вписанные в равноконечный крест цилиндры, малые храмы первой или второй формы, игравшие роль либо гробниц, либо крещален (баптистериев), сияющие обычно мозаиками лазоревыми, золотыми, розовыми и перламутровых оттенков цвета утренних облаков, расписанные виноградной лозой. Спокойной силой и гармонией дышат такие храмы, как выросшая в гавани (in classe) Равенны на дне высохшего моря базилика портовых купцов, посвященная их патрону св. Аполлинарию, затем круглая, вся одетая лазурно-золотыми мозаиками усыпальница дочери последних императоров, наложницы варварских королей Галлы Плацидии, далее, отброшенная в пустыри окрестных полей великолепная мраморная гробница Теодориха Остготского и, наконец, розовый мраморный храм св. Виталия в Равенне.
Все это измененный местными и византийскими влияниями отзвук позднего антика Италии.

Иное лицо искусства, «подлинное» и рудиментарное, как и создавшее его общество, встретит нас за Альпами, дальше от круга Средиземноморья. Но об этом ниже.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *