Дуальный верховный бог

Религия древних земледельцев, испытавших на себе влияние таинственных мудрецов с северо-востока, была, по-видимому, связана с доктриной верховного бога, «Владыки всего, подобного ночи и ветру». Верховный бог, возникший, вероятно, из древнего почитания солнца и земли, рассматривавшихся как источник плодородия и как мать всего сущего, мыслился в качестве дуального (двойственного) существа. Никогда не утрачивая своего единства (ибо древние гимны всегда упоминают его в единственном числе), он тем не менее считался дуальным богом (Ометеотль), Владыкой и Владычицей нашей плоти, который в таинственном космическом соединении и зачатии положил пачало всему, что существует.

Он, как это постоянно повторяется в гимнах, есть «Матерь богов, Отец богов, Верховный бог». В качестве первого проявления своего реального бытия он породил четырех сыновей, именуемых Тезкатлппоки (курящиеся зеркала),– белого, черного, красного и синего. Эти боги и составляли первичные силы, которым предстояло сотворить историю мира. С одним из них часто отождествляется Кетсалькоатль, символ божественной мудрости. Их цвета, символизирующие иногда элементы природы, иногда – четыре стороны света, а в иные времена – хронологические эпохи, находящиеся под их влиянием, позволяют верховному богу продолжать свою многообразную деятельность. Именно через посредство сыновей верховного божества пространство и время могут проявлять себя в мире как движущие силы, дающие жизнь и изобилие.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *